Предыдущая Следующая
1 Катерина Ригольозо — героиня эпизода «История
Катерины» (или «Катерина Ригольозо»), поставленного в 1953 году режиссером
Франческо Мазелли вместе с Дзаваттини по сюжету и сценарию Дзаваттини в
фильме-репортаже «Любовь в городе», созданном группой молодых кинематографистов
по идее и под общим руководством Чезаре Дзаваттини. В основе эпизода —
подлинный факт газетной хроники: приехавшая с острова Сицилии в Рим молодая
мать Катерина Ригольозо оставила на ступенях церкви своего ребенка, которого не
могла прокормить. За это она попала в тюрьму. Главную роль играла сама
Ригольозо.
3. ДИСКУССИИ
Хронологически этот раздел пересекается с
предшествующим, а затем продолжает его, доходя до 1955 года — времени
углубления кризиса неореализма: условной вехи, после которой о неореализме уже
нельзя больше говорить как о едином художественном направлении в итальянском
кино.
Именно в дискуссиях о неореализме и вокруг него
выявились сильные и слабые стороны этого направления, раскрылись позиции его
мастеров и критиков, друзей и противников, встал вопрос о дальнейшем развитии
неореализма, перспективах этого развития. Дискуссии подвели к основной проблеме
отношений между неореализмом и реализмом, поставили задачу перехода от
неореализма к реализму. В ходе дискуссий был более глубоко осмыслен короткий,
но славный путь, пройденный неореалистами, вклад неореализма в итальянское и
мировое кино.
В статье Джанни Пуччини, призывающей к углубленной
дискуссии об итальянском кино, уже в 1948 году ставится вопрос о
недостаточности «голого факта», «хроники», подчеркивается значение для нового
кино его народного и национального характера, поднимается проблема примата
формы или содержания. Марио Громо указывает на опасность появления
псевдонеореализма, словно провидя возникший в середине 50-х годов «розовый
неореализм», выхолостивший социальный заряд и сохранивший лишь внешний антураж
неореалистических лент (от первых псевдофольклорных комедий вроде «Хлеб, любовь
и фантазия» Луиджи Коменчини и «Два гроша надежды» Ренато Кастеллани этот
«жанр» деградировал до откровенно утешительных лент). Заслуживает внимания
статья ученого монаха-иезуита Феликса Морлиона как характерная попытка католической
киномысли перетащить неореализм на свою сторону, солидаризовавшись с некоторыми
его принципами — это не просто курьез, а одно из проявлений политики более
дальновидных церковников, не раз заигрывавших с некоторыми неореалистами,
например, с Росселлини и Феллини. Предыдущая Следующая
|