Предыдущая Следующая
После конференций в Парме и Перудже эта конференция в
Пезаро была крупнейшим мероприятием, посвященным неореализму. Однако оно больше
напоминало суд над неореализмом или его похороны по первому разряду, нежели
научный симпозиум. Предвзятый характер собрания в Пезаро стал еще очевиднее
после публикации речей и докладов. Из трех десятков ораторов, пожалуй, лишь
Карло Лидзани, а также ныне покойный критик Аделио Ферреро пытались дать
объективную оценку неореализму как историческому явлению, указать на его связь
с нынешним кинематографическим процессом, родство с сегодняшними прогрессивными
фильмами.
Составитель сборника материалов конференции и ее
практический руководитель — взращенный неореализмом режиссер-документалист и
автор тенденциозной «Истории итальянского кино 60-х годов» социалист Лино
Миччике, ныне один из самых активных итальянских кинокритиков. Его предисловие
— отказ от достижений славной поры неореализма, отрицание всякой его связи с
современным кинопроцессом, попытки одним махом «ликвидировать» неореализм, а
заодно и политическое кино — отражало общую направленность конференции.
Большинство выступавших — зеленая молодежь, студенты первых курсов
университетов и Киноцентра. Немало в этом сборнике было и антикоммунистических
и антисоветских выпадов. Да и в самом предисловии автор его отрицает положительное
воздействие опыта прошлого, резко полемизирует с «Правдой» по поводу фильма
Сколы «Мы так любили друг друга», не соглашаясь с тем, что эта лента — «новая
зеленая ветвь того же (неореалистического) древа».
Участвовавший в конференции Лидзани ограничился
кратким выступлением, в котором ставит вопрос совсем по-другому, чем
«ниспровергатели», — он и назвал свое выступление «Неореализм: когда он
кончился и что от него осталось». Именно на наследии неореализма, на том, что
дошло и до наших дней, и призывает сосредоточить внимание Лидзани. Это, по
существу, единственное выступление, в котором предпринята попытка внести
периодизацию, подойти к проблеме в историческом плане, с тем чтобы определить,
какое влияние оказал неореализм на современное кино Италии. Лидзани решительно
утверждает, что многие принципы и открытия неореализма не утрачены, что именно
благодаря этому направлению итальянское кино и сегодня сохраняет интерес к
простому человеку, его жизни, к социальной проблематике больше чем к проблемам
экзистенциального порядка — это путеводная нить, которая тянется и сегодня со
времен неореализма. Предыдущая Следующая
|