Предыдущая Следующая
Призывая не растерять достижения неореализма, Лидзани
выдвинул задачу перехода к реализму: «Переход от неореализма к реализму еще
необходимо развивать, эта задача еще стоит как основная тема работы и
исследований перед теоретиками и перед художниками, необходимы поиски
обобщенного видения истории и современной действительности после столь
многочисленных отступлений в область собственного «я», бегства в мистицизм или
прошлое. Точки опоры в этом смысле сегодня сыскать нелегко ни в философии, ни в
политике. Тем более при этом всеобщем кораблекрушении необходимо не утратить те
немногие спасательные средства, которыми мы располагаем».
Прояснению проблематики неореализма послужила и книга
Лидзани, посвященная истории создания фильма Де Сантиса «Горький рис»* (Лидзани
был одним из авторов сценария). В ней он развил некоторые мысли, высказанные в
Пезаро. В частности, Лидзани вносит один интересный мотив в исследование неореализма:
он более настойчиво и доказательно, чем другие авторы, делавшие это раньше лишь
мельком, подчеркивает в этой книге преимущественно «деревенский» характер
неореалистических фильмов, указывая, что индустриальная тематика и даже фон
жизни больших промышленных городов, как Милан и Турин, в них практически
отсутствовали. Когда же к концу 50-х годов началось быстрое промышленное
развитие Италии, неореализм оказался к этому недостаточно подготовленным, что и
явилось одним из факторов, определивших его кризис.
Хулители и ревизионисты неореализма 70-х годов рубили
сук, на котором держится итальянское кино, — его прочную связь с жизнью, силу
критического реализма. По сути, это был поход не против неореализма и
политического кино, а против поисков путей, ведущих из неореалистического вчера
в реалистическое завтра. Кампания велась против реализма. В нее дружно
включились вчерашние экзистенциалисты, и новые формалисты, и просто любители
новых, быстро проходящих веяний в эстетике. Стало модным, боясь прослыть отсталым,
провинциальным, открещиваться от неореалистического опыта вместе с другими
духовными ценностями послевоенных лет — такими даже, как идеалы Сопротивления,
антифашистского единства, завоевания рабочего движения 50— 60-х годов. «В
послевоенные годы было не найти никого, кто не называл бы себя неореалистом,
теперь же, наоборот, не сыщешь никого, кто согласился бы, чтобы его считали
неореалистом»* — горько шутил литературный критик Ферретти. Предыдущая Следующая
|