Предыдущая Следующая
Особенно нападки обострились в 70-е годы в связи с
появлением политического кино. Свои атаки против этого направления
критики-леваки неизменно начинали с развенчания «мифа неореализма», стремясь
опровергнуть преемственность между неореализмом и последующими прогрессивными
явлениями в итальянском киноискусстве. Они постоянно подчеркивали слабые, а не
сильные стороны неореализма, рассматривали его в отрыве от общего контекста
того периода, — словом, были необъективны, неисторичны, вульгарно-социологичны
и вообще несправедливы в своем подходе к исследованию этого непростого явления
художественной жизни послевоенной Италии.
Отказ «новых левых» от идеологии, от ангажированного
кино, естественно, проявлялся в неприятии политического кино и его
предшественника — неореализма. Демагогические разговоры о том, что всякое кино,
произведенное в рамках «системы», то есть буржуазного общества, буржуазно и что
поэтому буржуазным был и неореализм, были неконструктивны: кустарные попытки
создания фильмов кооперативами и «децентрализованными» методами — без продюсеров,
вне «системы» — серьезных результатов не принесли.
Деидеологизация кино, проповедуемая «новыми левыми»,
неслучайно совпала с усилением интереса к «специфике кино» и киноязыка,
увлечением структурализмом. В вину неореализму и неореалистической критике вменялось
то, что фильм влек за собой не- и внекинематографическую проблематику, не
ограничивался чисто «кинематографической формой», чисто кинематографической
структурой.
Именно на этой почве — обвинений в «интегрированности
системой», «коммерциализации», идеологизации и политизации в ущерб чистой форме
— и дали бой направлению политического кино его противники слева. Нападок в
печати — в том числе и во все больше сползавшем влево журнале «Чинема нуово»,
редактируемом Гуидо Аристарко, некогда ярым защитником неореализма (правда, не
всего, а лишь Висконти и Дзаваттини) — на политическое кино, на фильмы Петри,
Дамиани, Монтальдо, Сколы, было, видимо, недостаточно. Для того чтобы подвести
под эту кампанию «теоретический фундамент», надо было произвести сначала погребение
неореализма. С этой целью в 1974 году на фестивале «нового кино» в Пезаро
состоялась широкая конференция, посвященная изучению наследия неореализма.
Материалы конференции были изданы большой книгой*. Предыдущая Следующая
|