Предыдущая Следующая
Как же относится к неореализму современное итальянское
киноведение? Позволим себе для ответа на этот вопрос привести обширную цитату
из книги Армандо Боррели «Неореализм и марксизм»: «Ныне стало модой выражать
формальное и теоретическое почтение к неореализму, а практически отодвигать в
сторону все то, что он означал, даже те духовные ценности, которые не утратили
своего значения и сегодня. Все это
происходит в контексте неприкрытого «судебного процесса» над ангажированной
культурой и столь же неприкрытого похода против культуры марксистской. Ныне на
наших глазах стараются взять реванш те, кто держит в своих руках рычаги власти,
и их адвокаты, они пытаются воспользоваться всеми приводными ремнями, всеми
средствами воздействия в сфере культуры, чтобы покончить со всякими
проявлениями критической по своей направленности культуры, той культуры,
которая выступает в защиту человека и разума, стремятся заменить ее
иррационализмом, онтологическим одиночеством, утверждением существующего
положения вещей, внутренней сухостью, эскапизмом и тому подобным... И что
больше всего приводит в изумление — это неуверенность, замешательство и
известный маразм, которые мы, увы! наблюдаем в левой культуре нашей страны...
»*
Добавим, что провинциальный журнал «Эра», в котором
Боррелли сотрудничает и в приложении к которому выпущена его книга «Кино Юга»,
— единственный орган, последовательно
отстаивающий наследие неореализма.
После стихийного бунта молодежи 1968 года и появления
на идеологической арене и в Италии «новых левых» с их «кино контестации», отказ
от неореализма принял «глобальный» характер: если раньше его опровергнуть
пытались естественные противники «справа» — сторонники буржуазно-традиционного
кино, клерикальные гонители, адепты иррационального искусства и мрачного
отчаяния, — то теперь наступление повели и «слева».
Разумеется, дело тут не в академических исследованиях.
Пересмотр послевоенной истории итальянского кино для «новых левых» совпадал с
ревизией политических позиций: неореализм в статьях и речах многих его новых
хулителей ассоциировался с культурной политикой ИКП в сфере кино в 40—50-е
годы. Излишне говорить, что такая точка зрения ошибочна: хотя многие
неореалисты были членами ИКП, тяготели к деятельности компартии в области
культуры, в целом это направление — ни идеологически, ни организационно —
коммунистическим не было. А такие мастера, как Росселлини, Джерми, Де Сика,
Дзаваттини, Кьярини, вообще не были связаны с коммунистическим движением, не являлись
коммунистами. Предыдущая Следующая
|