Предыдущая Следующая
Эта внутренняя неразрывная связь между неореализмом и
политическим кино Италии лучше всего резюмирована в столь часто цитируемых
словах Джулиано Монтальдо из интервью, данного автору этих строк в 1971 году:
«Все мы — дети неореализма. Его опыт и традиции
незыблемы. Вся наша общекультурная кинематографическая подготовка — из
неореализма... Сегодня перед нами другие проблемы, другая тематика, но уроки
прогрессивного итальянского кино первых послевоенных лет — это наши
университеты... »*.
Политическое кино — новый виток прогрессивного
киноискусства Италии, и ему удалось сделать больше, чем неореализму. Это
направление поднялось до антибуржуазных обобщений, до отрицания
капиталистического общества в целом, со всеми его государственными, правовыми и
идеологическими институтами, оно смело пыталось отразить не только материальное
бытие буржуазного общества, но и его общественное сознание. Политическое кино
вплотную подошло к рабочей теме, впервые показало активного, сознательного
героя — борца и революционера (например, образ Бартоломео Ванцетти в фильме
Монтальдо «Сакко и Ванцетти», воплощенный актером номер один политического кино
Джаном Мария Волонте). Разоблачая фашизм во всех его ипостасях, оно вышло за
рамки национальных проблем и обратилось к интернациональной проблематике
(«Сакко и Ванцетти» Монтальдо, «Кеймада» и «Огро» Джилло Понтекорво и др. ).
Политическое кино старалось выполнить свой моральный долг по отношению к
неореализму — были поставлены фильмы по многим сценариям и книгам, созданным
писателями-неореалистами и долгие годы ожидавшим своего воплощения на экране («Аньезе
идет на смерть» Монтальдо, «Христос остановился в Эболи» Рози, «Дезертир»
Джулианы Берлингуэр, «Семь братьев Черви» Пуччини и др. ).
Любопытное явление представляет собой фильм,
пытавшийся строго воссоздать поэтику неореализма, — «Люди и нелюди» (1980)
режиссера Валентино Орсини. Это экранизация одноименного антифашистского романа
Элио Витторини, знакомого нашему читателю и представлявшего один из наиболее
«чистых» образцов неореалистической литературы (идея перенести его на экран
тоже восходила к временам неореализма). Привлекательные образы энтузиастов кино
— молодых антифашистов, мечтающих об обновлении киноискусства в последние годы
фашизма, ожили в ленте «Волшебный парус» режиссера Джанфранко Мингоцци (1982) и
в телефильме «Целлулоидные юноши» (1983); в последнем в числе профессоров
Римского киноцентра, из которого вышли будущие неореалисты, можно увидеть
персонажи, живо напоминающие Луиджи Кьярини и Умберто Барбаро, а в числе
слушателей — некоторых впоследствии видных режиссеров. Предыдущая Следующая
|