Предыдущая Следующая
В ряду событий того периода следует упомянуть печально
известное открытое письмо ведавшего кинематографией су-секретаря при
премьер-министре, христианского демократа Джулио Андреотти, правой руки
премьера Де Гаспери, режиссеру Витторио Де Сика по поводу его фильма «Умберто
Д. » (1951). Андреотти требовал не ворошить грязное белье на глазах у всего
мира, называл этот гуманный фильм о трагедии старости «самой плохой услугой,
которую только можно оказать родине», и призывал к тому, чтобы неореализм был
«здоровым» и «оптимистическим». Это письмо было попыткой внести раскол в ряды
неореалистов; продюсеры начали поддерживать лишь «оптимистические» комедии,
цензура стала еще жестче. К этому прибавилась «самоцензура»: создатели «Умберто
Д. » — Де Сика и Дзаваттини — сами убрали из фильма ряд остросоциальных сцен...
О трудностях, с которыми сталкивался неореализм, дает
некоторое представление подборка высказываний ведущих мастеров, озаглавленная
«В защиту итальянского кино».
В разделе приведены две обстоятельные «беседы о
неореализме» — одна Кьярини, другая Росселлини, представляющие попытку
сформулировать, что же все-таки такое неореализм, разобраться в этом сложном и
важнейшем послевоенном художественном и общекультурном явлении, подвести
некоторые итоги первого периода его не только теоретической, но и
практической деятельности.
Большой интерес представляют «Некоторые мысли о кино» Чезаре Дзаваттини; в свойственной
этому крупнейшему практику и теоретику кино парадоксальной форме он излагает —
и это первая такого рода попытка — основные принципы неореализма. Однако
изложенные им взгляды вряд ли отражают программу, поэтику, стилистику неореализма
в целом — это крайняя, «экстремистская» форма неореализма, которую исповедовал
и отстаивал в своем многогранном творчестве сам Дзаваттини — неутомимый
кинодраматург, общественный деятель, публицист, писатель-сатирик, теоретик,
человек, которого называли «мозгом
неореализма». Предыдущая Следующая
|