Предыдущая Следующая
В разделе преобладают статьи уже не критиков, а
режиссеров, речь идет теперь не столько о теории, сколько о первых практических
результатах. Мастеров заботит сохранение итальянским кино своего национального
лица (статья Блазетти), другие (Вергано, Висконти, Де Сика) говорят о своих
фильмах, о проблематике, которая их привлекает, — страданиях бедняков, недавней
партизанской борьбе, подчеркивают необходимость свободы творчества. Любопытны
оценки, которые мастера дают фильмам своих коллег (например, статья Антониони о
фильме Висконти «Земля дрожит»). Лидзани указывает на опасность не только
непосредственных цензурных преследований, но и «усталости от правды»,
охватившей некоторых режиссеров, угрозы со стороны официального конформизма. Он
напоминает, что перед неореализмом непочатый край тем, «которые надо обрести»,
в первую очередь — Сопротивление и История.
Под косвенным влиянием распада правительственной
антифашистской коалиции, распада былого антифашистского единства впервые
проявляются симптомы ослабления единства и внутри неореалистического лагеря.
Один из таких симптомов — дискуссия вокруг фильма Де Сика «Чудо в Милане»: не
является ли этот фантастический фильм, сатирическая сказка «отходом» от принципов
неореализма? Может ли сказка быть реалистической? Впоследствии подобные
дискуссии среди неореалистов становятся все чаще. К сожалению, не все эти
дискуссии, как мы увидим, укрепляли и закаляли в спорах новое кино — некоторые
способствовали его разобщению и -ослаблению.
Важным моментом в судьбе нового итальянского кино в
тот период был 1949 год, когда прогрессивная печать, общественность, массовые
партии и организации сплотились в защиту итальянского киноискусства, доказав,
что лишь при сплочении сил можно дать отпор наступлению стремящихся к реваншу
противникам неореализма — от клерикалов до Голливуда. На Пьяцце дель Пополо в
Риме состоялся огромный митинг, на котором выступили Витторио Де Сика, Анна
Маньяни, профсоюзные лидеры. Была создана ассоциация киноклубов, которую
возглавил Чезаре Дзаваттини и которая сыграла важную роль в борьбе за
прогрессивное киноискусство. Предыдущая Следующая
|