Предыдущая Следующая
35 Джерми,
Пьетро (1914—1974) — итальянский режиссер, сценарист, актер, острые
социально-критические фильмы которого выдвинули
его в
число наиболее видных
мастеров неореализма.
Впоследствии —
основоположник жанра сатирической социально-бытовой комедии —
«Развод по-итальянски» (1961), «Соблазненная и покинутая» (1964) и др.
36 Лупи,
Рольдано (р. 1909) — итальянский актер, популярный при фашизме. В послевоенные годы снимался главным образом в приклю ченческих лентах.
37 Габен,
Жан (1904—1976) —знаменитый французский киноактер.
38 Дзампа, Луиджи (р. 1905) — итальянский режиссер, предприняв ший интересную попытку создания жанра неореалистической
сатирической комедии: «Жить в
мире» (1946) и
«Депутатка Анджелина» (1947, с участием Анны
Маньяни). В комедиях «Трудные
годы» (1948) и «Легкие
годы» (1953) правдиво
показал жизнь Италии
во время войны.
39 Кастелло, Джулио Чезаре — итальянский кинокритик и
киновед, автор одной из первых книг о неореализме — «Итальянское
неореалистическое кино» (1956).
40 Фейдер, Жак
(1888—1948) — французский
режиссер, близкий движению Народного фронта. Фильмы
«Кренкебиль» (1922, по А. Франсу), «Большая игра» (1934), «Героическая кермесса» (1935) и др.
41Уэллс, Орсон
(1915—1985) —американский режиссер, актер, автор знаменитого «Гражданина
Кейна» (1941).
42 Сегантини,
Джованни (1858—1899) — итальянский живописец, представитель
неоимпрессионизма. Изображал суровые сцены крестьянской жизни, альпийские
пейзажи.
43 Ганс,
Абель (1889—1981) — французский режиссер, актер, сценарист. В период немого
кино поставил 20 фильмов, из которых наиболее значительны
«Колесо» (1923) и «Наполеон» (1927).
44 Л'Эрбье,
Марсель (1890—1979) — французский режиссер, один из ведущих деятелей авангарда.
2. ЗРЕЛОСТЬ
Материалы, помещенные в этом разделе, совпадают по
времени с годами стремительного развития неореализма, начавшегося в 1945 году —
сразу после падения фашизма — с выхода первого неореалистического фильма в
условиях свободы — «Рим — открытый город» режиссера Роберто Росселлини. Наконец
вчерашние кинокритики «поневоле», а сегодня — полноправные мастера-режиссеры
получили возможность претворить свои политические, социальные, эстетические
взгляды и выработанные ранее теоретические принципы нового кино в фильмы. Вслед
за «Римом — открытым городом» Росселини ставит «Пайза», Висконти — «Земля
дрожит» и «Самую красивую», Де Сика в содружестве с Дзаваттини — «Шуша» и
«Похитителей велосипедов», Де Сантис — «Трагическую охоту», Лидзани и Вергано —
партизанские ленты «Опасно: бандиты!» и «Солнце еще всходит». К концу 40-х
годов неореализм набирает силу, становится главным, основным направлением
итальянского кино в трудных условиях несломленной производственной и прокатной
машины буржуазного коммерческого кино. Бурный успех неореализма, собравшего под
свои знамена все лучшие, здоровые силы итальянского кино, наталкивается на
объединенное ожесточенное сопротивление всего консервативного лагеря во главе с
католической церковью, Ватиканом, влиятельной христианско-демократической
партией (с 1948 года — правящей). Становление неореализма происходит к тому же
в условиях жесточайшей конкуренции с Голливудом — сразу же после окончания
войны оккупационные власти одновременно ввезли в Италию более пятисот
американских фильмов разных лет, заполонивших экран. Нехватка финансовых и
технических средств (лишь некоторые наиболее дальновидные продюсеры поняли, что
неореалистические фильмы могут принести выгоду, особенно при продаже за
границу), цензурные преследования, кампании в печати, высказывания против
неореализма и его мастеров влиятельных правых деятелей — все это создавало
атмосферу нетерпимости и враждебности вокруг нового кино. И парадокс заключался
в том, что именно тогда, к 1948 году, после выхода фильмов Росселлини, Де Сика,
Висконти, неореализм достиг своего художественного расцвета и снискал за
границей широкое признание. Парадоксальность этого момента отражают материалы
раздела: с одной стороны, констатация несомненных достижений, с другой —
призывы в защиту от преследований. Наряду с нескрываемым удовлетворением
мастеров успехами неореализма, начинают звучать ноты тревоги за судьбу нового кино,
впервые произносятся слова «кризис неореализма». Предыдущая Следующая
|