Предыдущая Следующая
Когда я принялся за работу над фильмом «Хроника одной
любви», у меня уже были накоплены эти наблюдения, я уже обладал этим внутренним
опытом. Как я уже говорил, когда я использовал такие технические приемы — очень
продолжительные кадры, съемки с движения, панорамирование, — при которых камера
непрерывно следовала за персонажами (самый продолжительный кадр в «Хронике
одной любви», кажется, был длиной 132 метра — это сцена на мосту), то делал
это, возможно, инстинктивно, однако, размышляя теперь об этом, я понимаю, почему
пошел именно по этому пути. В самом деле, я считал, что не следует покидать
своих персонажей, когда исследование их драмы или по крайней мере тех элементов
драмы, которые было интересно показать, самых острых драматических кульминаций,
уже закончено и персонаж остается наедине с самим собой, переживая последствия
тех сцен, или тех травм, или тех столь сильных психологических воздействий,
которые, несомненно, определенным образом на него повлияли и психологически
предопределили его поведение в дальнейшем. Мне казалось необходимым продолжать
прослеживать поведение персонажей также и в эти могущие показаться
второстепенными моменты, хотя вроде бы уже не было никакого резона смотреть,
что у них за выражение лица, какие они делают жесты, как себя держат. Я же,
наоборот, считаю, что именно в те минуты, когда персонажи принадлежат самим
себе (и говоря «персонажи», я подразумеваю также «актеры», ибо неоднократно я
следил камерой за актерами так, что они этого не замечали или даже думали, что
съемки сцены закончены; в «Хронике одной любви» я не раз проделывал это с
Лючией Бозе1: она думала, что сцена окончена, я ей из-за спины говорил:
«Продолжай играть», она продолжала, а я продолжал снимать), мне представляется
возможность воспроизвести на экране те непосредственные реакции, которые,
возможно, иным путем мне не удалось бы вызвать (особенно имея в виду Бозе, не
обладающую особенно яркими актерскими способностями или, во всяком случае, еще
не обладавшую опытом и техникой, необходимыми для достижения требуемых результатов).
Вся эта работа принесла свои плоды в «Ночи». Я хочу сказать, что именно тогда
(также и об этом я могу говорить лишь сегодня, ибо только теперь по-настоящему
отдаю себе отчет в том, какой путь, хорош он или плох, я проделал) мне удалось
избавиться, освободиться от многого, что составляло предмет моего беспокойства
также в отношении формы. Я говорю «формы» не в том смысле, что я во что бы то
ни стало хотел достичь каких-то особых изобразительных результатов. Дело не в этом. Об этом я никогда не заботился, но я заботился о
том, чтобы посредством особого внимания к изобразительному ряду придать силу
воздействия изображению, добиться того, чтобы скомпонованное определенным
образом изображение помогало мне сказать то, что я хотел сказать данным кадром,
помогало самому персонажу выразить то, что он должен выразить, и, кроме того, —
создать определенную связь между персонажами и фоном, то есть всем тем, что
стоит за персонажем. Предыдущая Следующая
|