Предыдущая Следующая
Нас не интересовало, нам ни к чему было знать, о чем
думает этот персонаж, каков он по натуре, что у него за характер, каковы его
интимные отношения (в самом широком смысле этого слова) с женой; все это можно
было оставить в стороне: важно было другое — выяснить, каковы его отношения с
обществом. Именно это было доминирующим мотивом неореалистических фильмов в тот
период. Когда же начал ставить фильмы я, то уже исходил из наблюдений другого
рода. Я пришел в кино чуть позже, в самом начале 50-х годов, когда после
первого расцвета, хотя и столь впечатляющего, в кино, на мой взгляд, уже начали
проявляться признаки некоторой усталости. Это заставило меня задуматься: что
именно в этот момент важно исследовать, то есть что сделать темой своих
фильмов, на что направить свою выдумку. И мне показалось, что стало более важно
уже не столько исследовать, как я говорил выше, отношения между героем и
средой, сколько остановиться на самом герое, проникнуть внутрь него,
постараться показать, какой след оставило все происходящее — война,
послевоенные годы, все события, которые продолжали происходить и которые были
столь значительны, что не могли не отразиться на людях, — в душах героев;
каковы, скажем, не результаты изменений их психологии и их чувств, но каковы
симптомы этих изменений, в каком направлении начинали проявляться те изменения,
та эволюция, которые впоследствии произошли в психологии, в чувствах, а может
быть, в морали этих людей. Вот так я начал с фильма «Хроника одной любви», в
котором исследовал состояние духовной черствости и нищеты, а также и известного
рода нравственного опустошения некоторых представителей миланской крупной
буржуазии. Именно потому, что мне казалось, что отсутствие интересов, эта
поглощенность исключительно самими собой без ясного представления о
нравственности, без пружины, которая могла бы пробудить в них ощущение каких-то
духовных ценностей, — вся эта внутренняя пустота, вероятно, представляла собой
достаточно важную проблему для исследования. Это мое стремление и было тем,
что, к сожалению, французские критики, впрочем, весьма великодушно вздумали
окрестить «внутренним неореализмом». Итак, таков был путь, который мне в тех
условиях казался наиболее правильным. Дальше я скажу также и о том, как и
почему я пользовался некоторыми техническими приемами именно в связи с этим
сделанным мною выводом. Другой причиной, приведшей меня на этот путь, было уже
давно инстинктивно ощущаемое мною чувство нежелания пользоваться
существовавшими обычными и условными техническими приемами и формами
киноповествования. Эти путы я начал неосознанно ощущать еще во время работы над
своими первыми документальными фильмами, особенно над лентой «Метельщики улиц»,
которую я уже снимал несколько по-другому, чем было привычно ранее. (Напомню,
однако, что к своему первому документальному фильму я приступил еще в 1943
году, а закончил в 1947 году. Уже с тех пор я начал показывать куда с большей
теплотой, куда более охотно, куда с большим интересом не вещи, или пейзажи, или
живописные места, как до сих пор было принято в Италии, а людей. ) Что касается
формы документального фильма, то я ощущал — и особенно после «Метельщиков улиц»
— необходимость избегать некоторых схем, которые в то время сложились и были
весьма действенны. Сам Паолуччи, тогда один из самых известных документалистов,
снимал свои документальные фильмы в соответствии со строго определенными
принципами: я сказал бы — блоками эпизодов, каждый из которых имел свое начало,
свой конец и свою последовательность; соединенные вместе, эти блоки составляли
определенное иносказание, придававшее документальному фильму единство. Эти
документальные ленты были безукоризненны также и с точки зрения формы; однако у
меня эта упорядоченная последовательность эпизодов вызывала некоторое
раздражение, я чувствовал необходимость несколько нарушить то, как обычно
располагался материал в документальном фильме. Так я пришел — тем более когда у
меня в руках оказался подходящий материал — к тому, что попытался осуществить
совершенно свободный, поэтически свободный монтаж (может быть, это звучит
слишком громко; не знаю, что вышло, но таковы были мои намерения; о результатах
же не мне судить), стремясь достичь определенной силы выражения не столько
посредством монтажной упорядоченности, которая, основываясь на неком принципе и
будучи направлена к некой цели, придавала бы убедительность отдельным сценам,
сколько при помощи словно бы вспышек, разорванных, изолированных кадров, сцен,
которые, будучи никак не связаны друг с другом, просто давали бы опосредованное
представление о том, что я хотел выразить, в чем суть данного документального
фильма: например, говоря о «Метельщиках улиц», — жизнь уборщиков уличного
мусора в городе. Предыдущая Следующая
|