Предыдущая Следующая
—
Считаешь ли ты, что
тот опыт, который получил название неореализма, сохраняет до
сих пор свое значение? А если это так, то ты находишь его важным только как «опыт»
или как «поэтику»?
—
Неореализм до
сегодняшнего дня не утратил своего значения
ни как опыт, ни
как поэтика. Необходимо встать
на те же позиции, на которых мы стояли тогда, но в отношении, повторяю, событий
и проблем, актуальных сегодня. Да, мы вновь возвращаемся к одному и тому же: говорим
о проблемах. Это может показаться банальным, но это совсем не так, ибо
необходимость говорить о проблемах до сих пор многих пугает. Во всяком случае,
проблемность — это единственное,
что придает жизненную силу неореализму.
—
Одним словом, ты
хотел бы, чтобы неореализм приспособился к
новым условиям, стал более
диалектичным?
—
Я говорю
скорее о реализме, чем
о неореализме. Мы должны
занять определенную моральную
позицию перед лицом событий, перед жизнью: короче говоря, такую позицию,
которая позволяла бы нам взглянуть ясным и критическим взглядом
на общество, увидеть его
таким, каково оно сегодня, и рассказать о событиях, в нем происходящих.
Неореализм — термин, придуманный в те времена, когда мы рвали с прежним кино —
а ты знаешь, что оно собой представляло, — и стремились
к обновлению. Но мы развивали
темы, которые считали необходимым развивать, под таким углом
зрения, который неизменно был характерен
для художника-реалиста.
—
Значит, ты
полагаешь, что «неореализм», или «послевоенный
итальянский реализм», родился
в результате полемики?
—
Несомненно, наш
реализм явился прежде всего ре акцией на натурализм, на веризм, которые шли к
нам из Франции и которые мы отчасти восприняли. Когда же мы
приобрели человеческий и социальный
опыт, такой, как война, Сопротивление, то, с одной стороны, избавились
от этой шелухи, а с другой — почти невольно стали смотреть
на факты с тех моральных позиций, о которых я уже говорил, — это позволило нам
запечатлевать факты с абсолютной
правдивостью. А правда —
это нечто совершенно
другое, чем веризм. Предыдущая Следующая
|