Предыдущая Следующая
—
Но некоторые
режиссеры показывают, что, обладая необходимым для борьбы мужеством, можно
осуществить то, что они задумали, — так, как это делаешь ты. Разве
тебе не кажется красноречивым пример «Сладкой жизни»?
—
Конечно, такое
событие, как «Сладкая жизнь», такой успех этого фильма — удача для нас. В этот
фильм никто не верил, и то, что он вышел на экран, — общее
благо для всех. Такой поворот привлекает людей к кино, ставящему проблемы.
Зрители это чувствуют, даже если привносятся доводы несколько внешнего порядка,
возникают полемики, споры,
принимающие порой характер скандала. Но огромный приток
зрителей нельзя объяснить лишь полемикой.
—
Обычно
спрашивают: «Какой из своих фильмов вы больше всего любите?» Я же тебя спрошу:
«Какому из них сегодня ты придаешь меньше всего значения?»
—
Я поставил так
мало фильмов, что каждый из них для меня имеет значение. Я сделал пять фильмов,
и каждый из них для меня что-то представлял. Каждый создавался в определенный
период, был в известном смысле для меня необходим.
—
Твои фильмы
весьма отличаются один от другого — по среде, по настроению, по стилю. Как ты
считаешь, легко ли найти в них общую нить?
—
Мне кажется, что легко, хотя
многие критики утверждают, что в
«Белых ночах»1 эта нить была прервана. Сейчас я еще не могу с полной
определенностью сказать,
что будет представлять собой «Рокко». До того как приступить к съемкам фильма,
я действительно не знаю, каков будет его стиль, — я это интуитивно чувствую, но
точно не
знаю. Я пойму это в процессе работы.
—
Оценивая твои
фильмы в ретроспективе, трудно обнаружить в них единство стиля. Но совершенно
очевидно, что проблемы стиля тебя особенно интересуют. И мне хотелось бы задать
тебе вопрос: ты до сих пор занят поисками стиля или же эти различия обусловлены
требованиями художественной выразительности?
—
Разумеется,
каждый фильм ставит особые задачи. Каждый строится на своем материале, каждый
имеет свой сюжет. Проблема стиля рождается
из самой истории, которую ты хочешь рассказать, в
процессе создания фильма. Я знаю, например, что «Рокко» не сможет быть таким, как «Земля
дрожит»: ведь Милан — это не
Ачитрецца. Но, несмотря на это, я полагаю, он продолжит это направление. Предыдущая Следующая
|