Предыдущая Следующая
Когда анализируешь произведения искусства, нельзя
ограничиваться рассмотрением того, что оно содержит в общем идейном плане,
нужно смотреть, вносит ли оно, пусть даже отталкиваясь от ненаучных идей, новое
в понимание и изучение положения человека и его чувств. А потому не случайно,
что такой фильм, как «Дорога», пользуется успехом и в социалистических странах:
XX съезд КПСС и венгерские события стали явлениями
мирового значения, разрушившими многие схемы, открывшими путь для новых
потребностей, особенно в направлении более широкого и прямого участия человека
в демократической жизни уже не только в качестве члена определенного общества,
но и в качестве частного лица, на плечи которого одновременно легли
ответственность и все более важные общественные задачи. Следовательно,
углублять общие проблемы теории, конечно, правильно, но нужно заниматься и вопросом
о поведении отдельного человека, стараться все точнее определить, каким человек стал в последние годы — даже в
таких своих проявлениях, как цинизм и оппортунизм. Наша разработка марксистской
теории не может абстрагироваться от понимания и изучения таких проблем.
Другой недочет доклада — это недостаточная
самокритичность. Несколько лет назад Салинари решил, что в таких произведениях
как фильм «Чувство» и роман «Ме-телло», можно видеть «переход от неореализма к
реализму». Тем самым он поднял вопрос большой важности — о вступлении
итальянского кино в период зрелости. Однако приведенные примеры вызывали
сомнения. Не думаю, чтобы такой фильм, как «Чувство», был вехой «перехода от
неореализма к реализму»; правильнее, мне кажется, было бы говорить, что «Чувство»
восходит к традиции таких фильмов, как «Маломбра»1, «Выстрел», «Старинный
мирок», к прошлому опыту итальянского кино, хотя техника и язык Висконти более
утонченны и современны.
Еще один недочет доклада в том, что он недостаточно
глубоко анализирует все другие виды искусства, кроме литературы. Салинари
предпринял похвальную и положительную попытку найти связь между разными видами
творческой деятельности. Однако сближать, например, «Хлеб, любовь и фантазию» с
«Двумя грошами надежды» слишком неосновательно. Если последний фильм уходит
корнями в нашу культуру (комедия дель арте, народный театр), то другой — не
только лишен всяких художественных достоинств, но и решительно идет вразрез с
какими бы то ни было положениями реализма. А значит, тут было уместнее говорить
о конкретной вине тех, кто несет ответственность за кризис реализма. Правда ли,
что в последние три-четыре года вся история нашего кино чуть ли не целиком
оседает в столах определенных режиссеров и сценаристов? Тогда нужно спросить,
всегда ли последовательно эти авторы боролись за осуществление своих проектов.
С другой стороны, нужно признать, что и мы, хотя и являемся большой
политической силой, не сумели найти нужных мер, чтобы оказать конкретное
влияние на производство и дать возможность этим проектам увидеть свет. Если мы
хотим избежать общего упадка духа и полного отказа художников от деятельности,
то должны задуматься над этой проблемой. Предыдущая Следующая
|