Предыдущая Следующая
Беглый анализ положения кино в мире убеждает, что в
последние годы здесь преобладают два значительных направления: первое, близкое
к католической культуре, представлено уже не только банальными фильмами, как
когда-то, но научилось выражать столь живую проблематику, что оказывает влияние
на сознание публики во всем мире. Международное католическое кино взяло на вооружение
отдельные буржуазные идеологические течения послевоенного времени, например
экзистенциализм; а в лучших своих образцах порой подходило к такому анализу
реальности, который предлагали и продолжают предлагать марксисты. Вспомните
фильмы Феллини, японский фильм «Бирманская арфа»2, французский «Тот, кто должен
умереть» Дассена3, фильмы режиссера Брессона4 и даже «В порту» Элиа Казана5.
Все эти фильмы связывает тонкая идеологическая нить, носящая следы явного
католического влияния, и это придает им характер самого настоящего общего
направления. Если хорошенько присмотреться, то нет большого идейного различия
между Дзампано и героями фильмов Брессона, между священником из «Того, кто
должен умереть» и пастором из «В порту».
Почему же все эти талантливые режиссеры, которые в
частной жизни занимают позицию, довольно далекую от католической идеологии,
соглашаются идти таким путем? Я твердо убежден, что все они, или по крайней
мере некоторые, будучи питомцами светской культуры, но не имея возможности
из-за цензуры и экономического шантажа развивать свою тематику, решили обойти
это препятствие, подкрасив снаружи свои идеи тем единственным цветом, который дозволяет
официальная культура на
капиталистическом Западе. Если мы сумеем проанализировать природу и причины
этой позиции, то, может быть, даже сможем признать за такими художниками ту
критическую сознательность, которую они частично утратили.
Вторая тенденция — это реалистическое кино (в
демократическом смысле этого слова). Нужно признать, что наиболее интересные
произведения этого направления за последние три-четыре года пришли к нам из
Соединенных Штатов; отчасти потому, что задавшись целью вытеснить конкуренцию
итальянского неореализма, американский кинематограф усвоил его положения и
язык, отчасти из-за успеха, достигнутого им в борьбе с маккартизмом. Предыдущая Следующая
|