Предыдущая Следующая
Все это прямиком ведет к цензуре.
Если бы не было цензуры, итальянцы ее сами бы
выдумали.
Потом, есть еще цензура как политический инструмент и
имеются нынешние проблемы неореализма.
Известной отличительной чертой неореализма является
то, что он хочет не только созерцать мир, но и изменить его. Во главу своей
программы неореализм возвел то, в чем, собственно, всегда состояла сила
искусства. Италия — страна, чрезвычайно насыщенная болезненными ситуациями,
или, проще говоря, проблемами, ждущими своего решения, и вполне естественно,
что у нас легче найти вдохновение художнику, который хочет не только созерцать
окружающий мир, но и изменить его. Противодействие, которое он встречает,
объясняется сопротивлением определенных слоев этим переменам, их нежеланием
отказаться от своих привилегий. Пора было бы и партии, которая составляет в
Италии большинство1, решительно отказаться от защиты всех привилегий. Но
неореализм — движение, которое активно включилось в процесс переделки общества
и, рожденное для борьбы, не может призывать к мирной жизни другие искусства.
Проблема цензуры в Италии — это проблема неореализма в
том смысле, что у каждой партии имеется свой неореализм. Если приходится
допустить межпартийную борьбу, то нужно допустить, что может быть борьба и
между неореализмами.
В сфере кинематографа такая борьба придет, вероятно, к
тому, что будет вестись самыми нелояльными средствами.
Сегодня перед Италией стоит задача возобновить диалог,
распространение идей художественного выражения, возродить свободу.
Перевод Г.
Богемского
Джузеппе Де Сантис
Выступление
на совещании
о реализме
Вступительный доклад показался мне не слишком
увязанным с современной реальностью. На мой взгляд, в нем нет необходимого
драматизма и он недостаточно отражает проблемы, которые мучают сегодня художников
не только капиталистического мира, но и социалистических стран. При всем
радикальном различии и особенностях, отличающих одну страну от другой, у этих
двух миров есть одна точка соприкосновения, один общий аспект. Представление о
нем может дать успех, выпавший на долю фильма Феллини «Дорога» во всем мире, и
в частности у зрителей и у критики в социалистических странах, в том числе и в
Советском Союзе. Я убежден, что самой глубокой причиной такого успеха является
то, что «Дорога» поднимает, пусть даже в искаженном и мистифицированном
толковании, тему огромной актуальности — мучительности поиска человеком
индивидуального счастья в мире, полном опасностей и противоречий. В таком
фильме, как «Похитители велосипедов», если взять для сравнения одно из типичных
произведений неореализма, было отражено влияние среды, или, если угодно, борьба
с несправедливостью и злосчастной судьбой, но не прослеживались ее самые
значительные следствия вплоть до самых глубин человеческого сердца. «Дорога»
повернула ту же проблему обратной стороной — вот так и возник фильм с новой для
неореалистической традиции тематикой, хотя и представленной, повторяю, в
искаженном и мистифицированном виде. Предыдущая Следующая
|