Предыдущая Следующая
Следовательно, существует не столько проблема цензуры,
сколько — проблема нравственной чистоты и разума.
Проблему кинематографической цензуры в Италии, как и
во всем мире, следует рассматривать исключительно в плане распространения идей,
и именно с этой точки зрения она является актуальной и животрепещущей.
Нужно честно признать, что проблема киноцензуры не
была бы столь важной, если бы дело шло о борьбе из-за нескольких сантиметров
бикини какой-нибудь актрисы или из-за манеры танцевать какой-нибудь субретки. В
этом смысле можно было бы разве что констатировать, насколько цензура стала
посмешищем во всех странах и насколько она служит тому, что разжигает самую болезненную
фантазию в поисках разных порнографических уловок, которые не подпадали бы под
действие параграфов разных кодексов. Итак, тут, быть может, просто надо
призвать обратить внимание на то, что цензура в этой области должна быть умной
и применять новые, более гибкие методы.
Но проблема цензуры состоит совершенно в другом.
Например, цензура в отношении идей есть не что иное, как система насилия, по
поводу которой совершенно излишни какие-либо моральные рассуждения.
Политическая цензура, с другой стороны, никогда не
приносила счастья тому, кто прибегал к ней за неимением других аргументов для
собственной защиты. Что касается кино, искусства очень уязвимого и хрупкого,
нам, впрочем, вряд ли следует возлагать слишком большие надежды на естественную
силу идей.
Цензура, существующая в Италии, не является
изобретением какой-то политической партии, это естественное порождение самих
итальянских нравов.
Есть некая присущая всем нам, итальянцам, черта,
которую отражает цензура, — это неспособность к самокритике, вера в привилегию
быть итальянцем и в непогрешимость лазурного неба.
Помимо гордыни и эйфории или же излишней готовности к
смирению есть еще страх перед властями и догмой, подчинение канону и формуле,
которые делают нас столь послушными. Предыдущая Следующая
|