Предыдущая Следующая
Первым результатом этого обновления было появление
вновь той Италии, которая исчезла и которой в течение двадцати лет не было
видно, — Италии повседневной и простой, диалектальной и мелкобуржуазной.
Ранее всех показало эту Италию кино, ибо оно обладает
всеми необходимыми качествами, способными удовлетворить стремление к тому
раскрытию реальной действительности, о котором мы говорили; нет ничего более
жизненного, гибкого, точно воспроизводящего, непосредственного, конкретного и
очевидного, чем кинематографический кадр. «Рим — открытый город» уже содержал в
себе все то, что ученые и эстеты постепенно открыли, теоретически обосновали и
чего они требовали в течение десяти последующих лет своих исследований...
Не надо обольщаться: неореализм не был возрождением,
он был лишь животворным кризисом, быть может на первых порах излишне
оптимистическим и восторженным. Художественное творчество обогатило мысль,
обновление формы обогнало дело перестройки всей культуры. Ныне неожиданное
увядание неореализма является неминуемой судьбой импровизированной, хотя и
необходимой надстройки; это расплата за отсутствие зрелой теоретической мысли,
за неосуществленную перестройку культуры.
Феллини в настоящий момент играет чудодейственную роль
— он спасает неореализм именно благодаря его порокам; он оживляет его
загнивающие формы; делает привлекательными его застывшие стилистические схемы.
Сознательно обновить неореализм, определив условия, необходимые для его
оживления, установив то, что в нем устарело, его ошибки, в настоящее время,
вероятно, невозможно именно из-за отсутствия параллельно развивающейся
теоретической мысли и культуры, а главное, из-за политического застоя в
результате возродившейся национальной риторики, а также настроений
разочарования, сменивших энтузиазм, в лагере марксистской оппозиции.
Феллини, как мы уже говорили, не является сознательным
обновителем стилистических форм; его стилистическая манера не укладывается ни в какие рамки, она поистине чрезмерна,
чудовищна, но уходит корнями в его внутренний мир, его технику и полностью им
соответствует. От неореализма он взял все вместе: и достоинства и недостатки,
его свежесть и дряхлость, его очарование и весь его хлам — и сумел заставить
все это вспыхнуть ярким светом благодаря своей любви к действительности, любви
не только дореалистической, но поистине доисторической. Предыдущая Следующая
|