Предыдущая Следующая
Но что представляет собой для Феллини эта реальная
действительность? Это, я сказал бы, композиция, выдержанная в чарующих и
патетических тонах, состоящая из тысячи отдельных деталей реальной
действительности: картин природы, ныне уже отживших проявлений определенного
уклада жизни, социальных отношений, — но все это в их крайней и
непосредственной форме в целях достижения максимальной актуальности,
приближенности и очевидности. Это скорее различные формы и стороны надстроечных
институтов и нравов, нежели общественного базиса, строя и истории.
И действительно, такая социальная действительность
(маменькины сынки, мошенники), которую режиссер любит неосознанно и слепо,
постоянно вызывает возражения с точки зрения ее рациональности, ее типичности.
В ней преобладает совершенно необычные, исключительные и побочные персонажи:
маленькие, бесполезные и забытые существа, которые являются ярыми носителями
иррациональности, пусть даже в яростно правдоподобном и вероятном окружающем их
мире.
Чтобы лучше понять и прочувствовать все это, надо
проникнуть в творческую лабораторию Феллини: в данном случае это маленькая
комнатка на студии СПЕС или в другом месте, где имеется мовиола. Надо увидеть
куски пленки со сценами, такими, как им они были отсняты, в их «чистом» виде,
еще до склейки и монтажа, прежде чем они будут синтезированы, — это чистые,
простые и ясные «периоды» и «фразы».
Каждая сцена Феллини в только что отснятом виде
построена по одной и той же формальной схеме: 1) лаконичный кадр с длинным
планом какого-нибудь помещения, которое всегда будет более или менее деформированным
по сравнению с аналогичным обычным помещением — будь то в карикатурном или
трагическом смысле; оно оказывает
эмоциональное воздействие также
благодаря декорациям, носящим во всех случаях таинственный характер
(например, изысканная и нелепо роскошная вилла актера; Археологический бульвар,
залитый ночным космическим светом; бесплодная холмистая местность у Дивино
Аморе; грязная, перенаселенная городская окраина и т. д. в «Ночах Кабирии»), 2)
появление персонажей все также, длинным планом, построенным на контрасте:
персонаж-оборванец попадет в роскошное помещение; наивный, чистый душой
персонаж попадает в подозрительное место; персонаж-осквернитель — в священное
место; беззащитный персонаж — туда, где ему грозит опасность, и т. д. и т. п. Предыдущая Следующая
|