Предыдущая Следующая
Феллини включился в дело неореалистического обновления
через техническую работу в качестве «ученика», и поэтому он с головой погружен
в работу, он словно ослеплен слишком ярким светом юпитеров. Выполняя
определенные функции, Феллини — уже из-за одного этого был не в состоянии, а
поэтому и не желал окинуть взглядом весь горизонт новой, развивающейся культуры.
Элементы эволюции его творчества упали ему с неба — они складывались у него в
душе. О том, что существует конкретная, реальная действительность, и о том, что
называется реализмом, Феллини узнавал непосредственно в процессе работы, не
задаваясь вопросом, что это такое. Возможно, Росселлини оказал на него влияние
в том смысле, что любовь к реальной действительности у них обоих сильнее самой
этой действительности. Их зрительно-познавательный аппарат гипертрофирован, он
чудовищно расширился из-за перегрузки, стремясь все увидеть и познать. Реальный
мир фильмов Росселлини и Феллини искажен из-за чрезмерной любви их к
реальности. Как один, так и другой вкладывают столь интенсивное чувство любви к
миру, пойманному в объектив — этот глаз съемочной камеры в тысячу раз более
жестокий и одержимый, чем человеческий, — что часто поистине магически создают
ощущение трехмерности пространства (вспомните сцену, в которой маменькины сынки
возвращаются ночью домой, гоня перед собой, как футбольный мяч, пустую
консервную банку); кажется, что запечатлен на пленке даже сам воздух.
Неореализм — продукт реакции демократической культуры
на духовный застой в период фашизма; в литературном смысле эта реакция
заключается в том, что декадентский, безжизненный классицизм, диктуемый «сверху»
и требующий полного «стилистического подчинения» некому «высшему» стилю (в
котором если и содержался в какой-то мере реализм, то реализм искусственный и
расплывчатый), сменился стремлением передать действительность полнокровно
документальными методами, на уровне самой изображаемой действительности,
посредством процесса подражания подлинной жизни, результатом чего явилось
возрождение внутреннего монолога, разговорной речи и пестроты стиля с
преобладанием «низкого» (или
диалектального) стиля. В основе этого литературного обновления лежало
обновление политическое, и марксисты — а также и те, кто участвовал вместе с
ними в дискуссии, — шли в его авангарде. Предыдущая Следующая
|