Предыдущая Следующая
Также и в этом смысле печать по-прежнему может сделать
немало, если не будет выступать с позиций сектантства и личных интересов.
Печать более чем мы все в состоянии, особенно благодаря тому, что она
ежедневная, рассказать публике о наших усилиях, подготовить ее к той революции,
которая зреет с тех пор, как кино осознало, что его границы далеко выходят за
границы только лишь зрелища, или же, говоря другими словами, что перед зрелищем
стоят совершенно четкие задачи в деле формирования нашего общества. Эти мысли
пришли мне вчера, когда мне привелось просмотреть критические отзывы на фильм
«Вокзал Термини»1 и я мог заметить, что часть авторов этих статей, по счастью
не слишком большая, воспользовалась этим фильмом как новым поводом для
утверждений, что мы с тобой должны разлучиться и во что бы то ни стало
разорвать наше более чем десятилетнее сотрудничество. Так вот, наш случай
весьма характерен, хотя и невелик по масштабу по сравнению с общей проблемой, о
которой я упомянул выше, — как иногда личные или политические страсти отводят
печать в сторону от ее истинных задач. Мы, ты и я, всегда ожидали от печати
суровых суждений и всегда читали эти суждения с глубоким вниманием и считались
с ними; но нас всегда удивляли и огорчали такие суждения, которые, вместо того
чтобы исходить из этического или эстетического анализа фильма, были порождены
дружескими или враждебными чувствами или чем-нибудь еще того хуже.
На чем хоть в какой-то степени может основываться,
например, это упорное желание разлучить нас? Может быть, наше столь
естественное, столь тесное сотрудничество дало плохие плоды итальянскому кино?
В этих настойчивых попытках я увидел даже черную зависть и злобу, потому что
пытались всеми средствами натравить нас друг на друга и чуть-чуть было в этом
не преуспели. Они начали с «Чуда в Милане» и достигли кульминации, когда писали
о «Вокзале Термини». Никто нас, конечно, не подбодрял во времена фильмов «Дети
смотрят на нас» или «Врата неба», где уже отчетливо звучали мотивы, которые нас
ныне объединяют и где мы уже дали доказательство взаимопонимания, полнее
которого не бывает. Никто нас не подбадривал, разреши мне это повторить, мы с
тобой были поистине одни с нашей верой друг в друга, и так смогли родиться
«Похитители велосипедов». На моих глазах твой упрямый талант рождал сценарий
«Похитителей велосипедов», и рождение его, мы можем сказать это, мало кому
нравилось, я же чувствовал, что это мой подлинный мир и что я сумею выразить
его, словно жил в нем с самого детства. Помнишь, как кое-кто, читая сценарий,
говорил нам: «Это не кино»? Никто из них не любил твоего белого коня из «Шуша»
и не хотел, чтобы фильм кончался так трагически, так же как не хотел, чтобы
кража жалкого велосипеда вызывала столько душевной боли и чтобы другие твои
персонажи, Добряк Тото или старик Умберто, тревожили спокойное житье общества,
которое уже позабыло о войне. Но у меня не было сомнений, и я думаю, что двое
братьев не смогли бы быть в военные и послевоенные годы более едины и более
устремлены к общей цели, чем были мы с тобой. Мы знали чего хотели. Когда для
меня начинался долгий и утомительный период режиссерской работы и нам
приходилось расстаться на несколько месяцев, то, возвратясь, чтобы продолжить
наше общее дело, я всегда находил тебя готовым и исполненным той гуманной
фантазии, того просвещенного энтузиазма, той нравственной последовательности,
запас которых у тебя поистине неиссякаем. Так зачем же в таком случае мы должны
были разлучаться? Сегодня, когда я перелистываю эти газетные вырезки, мне
кажется, что я впервые так ясно ощущаю чувство глубочайшей несправедливости,
которая была проявлена по отношению к тебе, а также, следовательно, и ко мне,
за эти годы в попытках представить твои тексты как противоречащие моей работе
или даже лишить тебя в отношении них отцовства с целью создать дисгармонию там,
где царила гармония. Предыдущая Следующая
|