Предыдущая Следующая
Я вижу, что письмо, которое должно было содержать
всего несколько строк, весьма затянулось, я использовал его как случай излить
душу в этот воскресный вечер. Я не раскаиваюсь в этом, потому что оно дало мне
возможность еще раз во всеуслышание сказать о том, какие нерушимые узы уважения
и любви нас связывают, и я говорю об этом накануне начала нашей новой
совместной работы, которая, как я надеюсь всей душой, будет не последней.
Приветствуй от моего имени друзей из киноклуба, а тебе
— «до скорого свидания» от твоего Де Сика.
Перевод А.
Богемской
Роберто Росселлини
Десять лет
в
итальянском кино
В 1944 году, сразу же после войны*, в Италии все было
разрушено. И в кино тоже, как и в других сферах жизни. Почти все продюсеры
исчезли. Что-то пытались сделать то там, то сям, но результаты были в высшей
степени ограниченные и скромные. В те времена мы пользовались абсолютной
свободой, ибо отсутствие организованного кинопроизводства способствовало
появлению проектов, менее считавшихся с привычной рутиной. Любая инициатива
казалась осуществимой. Такое положение позволило нам поставить перед собой
задачи экспериментального характера; с другой стороны, мы скоро увидели, что
новые фильмы, несмотря на свой экспериментальный характер, приобретают важное
значение как в культурном плане, так и в коммерческом отношении.
В таких условиях я начал снимать «Рим — открытый
город», сценарий которого я написал вместе с несколькими друзьями еще в то время,
когда немцы оккупировали Италию. Я снимал этот фильм почти без денег, добывая
время от времени мелкие суммы; денег едва хватало, чтобы купить пленку, давать
ее проявлять я не мог, так как мне нечем было за это платить. Поэтому до
окончания съемок мы не производили пробных просмотров. Через
некоторое время, достав небольшую сумму, я смонтировал фильм и показал его
узкому кругу зрителей — коллегам, критикам и друзьям. Для большинства из них
это было глубокое разочарование. «Рим — открытый город» был показан в Италии в
сентябре 1945 года по случаю одного маленького фестиваля: в зале нашлись люди,
готовые встретить фильм свистом. Прием со стороны критики, можно сказать, был
искренне и единодушно неблагоприятным. Именно в то время я предложил многим
своим коллегам основать компанию типа «Юнайтед артистсд1» («Объединенные
художники»), чтобы избежать неприятностей, которые неминуемо принесла бы
реорганизация итальянского кино, если бы за нее взялись продюсеры и дельцы. Но
никто не хотел объединяться с автором «Рима — открытого города»: всем было
вполне очевидно, что я не художник. Предыдущая Следующая
|