Предыдущая Следующая
Перевод Н.
Новиковой
Подводя итоги
Витторио Де Сика
Письмо
к Чезаре
Дзаваттини
Дорогой Дзаваттини, ты должен извиниться за меня перед
друзьями из Римского киноклуба за то, что я не участвую в ваших дебатах, на
которые вы меня приглашаете с такой любовью и настойчивостью. Ты знаешь, что
дело не в моем нежелании, а прежде всего в том, что я не теоретик и поэтому
чуть ли не боюсь теоретических дискуссий, хотя и признаю их решающе важное
значение, а кроме того, в том, что у меня не было и сейчас нет времени из-за
нашего замечательного ремесла, которое не дает отпусков. Однако я слежу как
могу за культурной деятельностью киноклуба по рассказам некоторых коллег и
читая ваши бюллетени и считаю, что также и деятельность нашего киноклуба
представляет собой один из добрых и конкретных признаков того, что наше кино
живо — то итальянское кино, с которым кое-кто хотел бы покончить, притом как
раз сейчас, когда оно представляет убедительнейшие доказательства собственного
существования как своими поисками, так и тем, что выражает свое недовольство, и
даже тем, что совершает ошибки. Разумеется, не все мы придерживаемся
одинакового мнения по поводу того, как должно развиваться итальянское кино; в
самом деле, даже относительно неореализма не у всех нас были одинаковые идеи и одинаковые
чувства, но нет никакого сомнения, что нас объединяет одинаковое стремление
расширить, углубить те темы, что ставит перед нами жизнь нашего народа, а также
и те, что предлагает нам его литература, ибо литература — лучшее выражение
народа.
Одним словом, видишь, что я отнюдь не пессимист и хочу
признать, что, хотя капиталистическая структура кино ставит ограничения
вдохновению художника, все равно, несмотря на это, удается каждый год доводить
до благополучного окончания работу над десятком фильмов, создаваемых не с
вульгарными намерениями и содержащих ясно выраженные духовные ценности, которые
мы можем назвать самое меньшее показательными (и я мог бы и не говорить об этом
тебе, являющемуся постоянным «стимулятором» новых голосов). Разумеется, десять
фильмов как можно скорее должны превратиться в двадцать, а потом тридцать,
потом и сорок, и поэтому необходимо, чтобы соответствующие организации
облегчали условия развития нашего кино, обеспечив главную для этого
предпосылку, которую — и мы все в этом согласны — мы видим прежде всего в
свободе. Предыдущая Следующая
|