Предыдущая Следующая
Главным аргументом идейных противников неореализма
всегда было то, что это направление и его фильмы — «политические». В ответ на
эти «упреки» Дзаваттини справедливо указывал: «Как можно, если только не со
злым умыслом, критиковать неореализм за его политичность, когда его главная
черта именно в том и состоит, что это политическое направление. Я не хочу этим
сказать, что задачи, стоящие перед художником и политиком, тождественны...
Однако, поскольку художник оперирует данными реальной действительности (жизнь в
ее реальных конфликтах), результат может совпадать с результатом работы
политика, и в большинстве случаев, если анализ художника достаточно глубок и
безжалостно проникает в самую суть
вещей, то полученный им
результат может даже явиться предвосхищением, стимулом для
работы политика»*.
И именно эту политическую природу неореализма, его
критическую направленность и реалистическую манеру восприняло в конце 60-х —
начале 70-х годов прогрессивное направление политического кинематографа.
Возникнув в лоне буржуазного кино, оно лет пять-семь выполняло в целом ту же
функцию, что некогда неореализм, хотя его удельный вес, обличительная сила и
были несомненно меньше, слабее, не смогли оказать такого воздействия на
итальянскую культуру.
Приветствуя приход политического кино, словно
принявшего через два десятка лет эстафету неореализма, тот же Дзаваттини писал:
«Для меня успехи итальянского кино связывались и связываются с процессами его
«политизации». Под «политизацией» я разумею связь между происходящими в мире
событиями, между проблемами, выдвигаемыми жизнью, и тем, что создается
кинематографией»**.
Сметя эпатажное «кино контестации» — незрелый плод
стихийного движения протеста молодежи 1968—1969 годов, — прогрессивное кино на
волне широкой политизации всей итальянской жизни взялось за осуществление
лежащей в основе реалистического искусства этой необходимой связи. Предыдущая Следующая
|