Предыдущая Следующая
Дух, традиции неореализма явственно ощущались и в
таких остросоциальных фильмах, как «Человек, которого надо уничтожить» трех
молодых режиссеров — Паоло и Витторио Тавиани и Валентино Орсини — и «Товарищи»
Марио Моничелли. Однако в них имелись новые важные элементы: в первом —
сознательный борец, рабочий вожак (образ этот создал Джан Мария Волонте),
человек с трудным характером и сложной психологией; а во втором впервые была
показана организованная борьба трудящихся (история первой итальянской
забастовки, рассказанная в форме народной комедии).
Возникший в 60-е годы привлекательный жанр «комедии
по-итальянски» (социально-бытовой комедии, точнее, трагикомедии, где комическое
переплеталось с трагическим, смешное с серьезным — как в жизни) в лучших своих
образцах во многом тоже восходил к неореализму,
имел общие с ним народные корни, умел проникнуть в
стихию народной жизни. Тем более у истоков этого своеобразного жанра стояли
Пьетро Джерми и Витторио Де Сика, искавшие новые возможности и пути для
развития итальянского кино. Особенно заметна серьезность посыла была в таких
комедиях о Сицилии, как «Развод по-итальянски» и «Соблазненная и покинутая»
Джерми; как эпизод «Аделина» из жизни неаполитанской бедноты в фильме «Вчера,
сегодня, завтра» Де Сика; в его же экранизации пьесы Эдуардо Де Филиппо
«Филумена Мартурано» — фильме «Брак по-итальянски». Настойчиво привносил
поэтику неореализма в фильмы по своим сценариям, в том числе и в народные
комедии, Чезаре Дзаваттини, — например, эпизод «Лотерея» (режиссер Де Сика) в
фильме «Боккаччо-70», снятый на натуре, на скотопромышленной ярмарке, с
непрофессиональными исполнителями (кроме Софии Лорен в главной роли).
То, что в 60-е годы не могла сделать высокая трагедия
Феллини, Висконти, Антониони, оказалось по силам непритязательной «комедии
по-итальянски», реалистически показавшей широкую панораму итальянской жизни
(помимо названных ленты Дино Ризи «Обгон» и «Журналист из Рима», «Бум» Де Сика
и многие другие; появились и острые антифашистские «комедии по-итальянски»:
«Хотим полковников» Моничелли, «Поход на Рим» Ризи и др. ). Однако потом этот
привлекательный жанр деградировал и «комедия по-итальянски» выродилась в чисто
развлекательные, порой пошлые ленты — на более низком уровне повторилась
история «розового неореализма». Предыдущая Следующая
|