Предыдущая Следующая
Несомненно и влияние, оказанное неореализмом на
мировое кино: на прогрессивное кино Франции, Испании, Соединенных Штатов,
Японии, Индии, Латинской Америки, а также на молодое кино Кубы и других
социалистических стран*. Проявилась и «обратная связь» с нашим кино: возникнув
под прямым воздействием советского киноискусства, в 50-е годы неореализм оказал
в свою очередь влияние на творчество некоторых советских режиссеров.
На новом подъеме массового демократического движения в
начале 60-х годов поднялась «вторая волна» антифашистского и социального кино
Италии.
На смену показу подвигов партизан и подпольщиков, их
единства в борьбе пришло стремление раскрыть противоречия, существовавшие как в
рядах движения Сопротивления (и приведшие в 1947—1948 годах к расколу
антифашистской коалиции), так и в сознании людей. Появилась тяга к большей
психологической углубленности, сложности, иногда искусственной усложненности
характеров и ситуаций. Вот что писал в 1961 году Лидзани: «Вплоть до последних
лет, в сущности, весь классический «неореализм» рассматривал мир Сопротивления
и первых послевоенных лет схематически (в том числе и в наиболее удачных,
бесспорно художественных произведениях): по одну сторону — хорошие, по другую —
плохие. Ныне же все итальянское кино пересматривает самое себя и свой
художественный мир, и можно сказать, что все мы — и это относится также и ко
мне — хотим пересмотреть историю Италии в более диалектическом, более
проблемном плане»**.
Однако опасения впасть в схематизм, однозначность,
риторику в большинстве случаев приводили к результатам, противоположным благим
намерениям режиссеров: появился
ряд ущербных, нарочито усложненных и наделенных пороками двусмысленных
персонажей, характеров, образов — скорее «антигероев», чем подлинных героев
Сопротивления (вслед за генералом Делла Ровере из одноименного фильма
Росселлини — Эсперия из его же картины «В Риме была ночь»; Эдит из «Капо»
Понтекорво; Горбун из одноименного фильма Лидзани и т. д. ). Сравнивая
антифашистские ленты 60-х годов с фильмами неореализма, нельзя не увидеть их
тягу к мелодраматизму, меньшую непосредственность, меньшую достоверность, а то
и искусственность — словом, заметные идейно-художественные потери. Но все же
фильмы 60-х годов о Сопротивлении оживили прогрессивное направление, воскресили
интерес к недавнему славному прошлому страны, поставили вопрос об
ответственности каждого за приход к власти фашистов. А некоторые произведения
внесли принципиально новое для итальянского кино видение эпохи фашизма,
Сопротивления. Это были такие эпические полотна, как «Четыре дня Неаполя» Нанни
Лоя и «Они шли на Восток» Джузеппе Де Сантиса; экранизации антифашистских
романов Моравиа — «Равнодушные» Франческо Мазелли и «Чочара» Витторио Де Сика;
пьесы Сартра «Затворники Альто-ны» — тем же режиссером. И прежде всего
приобретший ныне новое звучание фильм Джанфранко Де Бозио «Террорист», впервые
исследовавший сложную расстановку сил внутри движения Сопротивления, показавший
руководящую роль коммунистов и осудивший методы террора. Предыдущая Следующая
|