Предыдущая Следующая
Автору этих строк всегда была ближе позиция не тех,
кто, отдавая должное неореализму, на деле спешил его отпеть, а тех страстных
поборников этого направления, кто, подобно Дзаваттини, подчеркивал его жизнеспособность,
не до конца раскрытые возможности, силу потенциального заряда, поддерживал его
поиски новых путей, новых жанров, сюжетов; был понятен и запальчивый пафос Р.
Юренева, не раз утверждавшего, что неореализм жив, в 60-х и даже в 70-х годах*.
Однако неореализм как единое идейно-художественное направление с определенными
типологическими чертами, как определенная поэтика, стилистика, киноязык
перестал существовать к середине 50-х годов, и признать это, на наш взгляд,
важно для периодизации кинопроцесса в Италии. Отчаянным арьергардным боем
неореализма была созданная в 1956 году «Крыша» Де Сика и Дзаваттини, а
блистательным эпилогом, своего рода подведением итогов и попыткой наметить
дальнейший путь развития прогрессивного кино Италии — поставленный в 1960 году
фильм «Рокко и его братья» Лукино Висконти, режиссера-коммуниста, стремившегося
установить связь между новым кино Италии, мировой и итальянской классической
литературой и только открывшейся итальянцам марксистской эстетикой Антонио
Грамши.
Говорить о неореализме в итальянском кино в 60-е и
70-е годы можно было лишь в полемике с теми, кто хотел отказаться от его
наследия. Живо не направление неореализма, — в лучших произведениях
прогрессивного кино Италии живет его опыт, традиции, критический, научно
строгий, конкретный подход к действительности, сам его антифашистский,
народный, глубоко гуманный дух. Такие фильмы действительно никогда не исчезали
с итальянского экрана, хотя их становилось до обидного мало. Как редкие островки
в океане развлекательного кинозрелища, тянутся они непрерывающейся цепочкой к
затонувшему материку неореализма. Его великое наследие не утеряно, завоевания
прочно вошли в плоть и кровь итальянской демократической культуры, во многом
предопределив будущие успехи итальянского киноискусства. Предыдущая Следующая
|