Предыдущая Следующая
Выше мы уже назвали несколько значительных
антифашистских и социальных фильмов 60-х годов, сохранявших утвержденный
неореализмом критический и конкретный подход к действительности, не его букву,
а его дух. К ним можно добавить и звучавшие публицистически, созданные в манере
документальной реконструкции фильмы Франческо Рози «Руки над городом» и
«Сальваторе Джулиано», и произведения Валерио Дзурлини «Они шли за солдатами» и
«Сидящий по правую руку», и «Семь братьев Черви» Джанни Пуччини, и вошедший в
историю мирового кино среди самых мощных антифашистских полотен исполненный
поистине вагнеровской мрачной силой фильм Висконти «Гибель богов».
Уже к концу 60-х годов стало возможно говорить о
появлении в Италии
политического кинематографа. Но все
же это были отдельные фильмы — скорее исключения из правила, чем само правило.
В начале же 70-х годов вышло на позиции целое направление, состоящее из
художников-единомышленников. Как и неореализм, это направление было разнородно,
пестро, никак организационно не оформлено. Костяк направления составили мастера
среднего поколения — те, кто начинал при неореализме: Франческо Рози, Элио
Петри, Джулиано Монтальдо, Флорестано Ванчини, Нанни Лой, Карло Лидзани, Уго
Грегоретти, Франческо Мазелли, Джилло Понтекорво; из более молодых — Бернардо
Бертолуччи, братья Тавиани, Этторе Скола и многие другие. А корифеи — Лукино
Висконти, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони — поддержали своим
авторитетом и высоким искусством это направление некоторыми своими фильмами —
хотя бы такими, как «Семейный портрет в интерьере», «Репетиция оркестра» или
«Профессия: репортер».
Время показало, что правы были не те критики, которые
рассматривали итальянское кино как «кинематограф индивидуальностей» («кино
Феллини», «кино Висконти» и т. д. ), а те, кто пытался проследить в нем процесс
развития, преемственность, кто не терял из виду идейную нить, соединяющую
лучшие произведения кино Италии, — нить, которая идет от неореализма. Предыдущая Следующая
|