Предыдущая Следующая
«Чувство» не является фильмом о Рисорджименто, но оно
подводит к множеству отгадок и критических размышлений по поводу Рисорджименто.
Это исторический кинороман, а не «портрет эпохи», как не портретами эпохи, но
романами являются «Война и мир» или «Анна Каренина», и «Кустоца» в этом
последнем фильме Висконти, так же как и «Скачки» в «Анне Карениной», является
не случайным эпизодом, но коренным моментом великой драмы (рассказанной с точки
зрения ее участника): она намечает поворот во всей совокупности сюжетных линий,
устанавливает необходимую диалектическую связь между персонажами и теми
обстоятельствами и событиями, в которых они действуют или из-за которых
страдают. Это тем более верно, что мы не можем убрать «Кустоцу», не обеднив
весь фильм, тогда как, например, из «Джульетты и Ромео» Кастеллани, напротив,
можно изъять великолепные похороны, поскольку они здесь элемент случайный,
несущественный, и именно потому, что Кастеллани описывает, рисует картины, а не
рассказывает, наблюдает, а не участвует. Различие между «Чувством» и «Джульеттой
и Ромео» следует искать не в разном качестве вкуса (хороший — в первом, плохой
— во втором) — такое сравнение даже в рамках, предложенных Кьярини, оказывается
несостоятельным. Несостоятельным оказывается и другое сравнение — смерти
священника в «Риме — открытом городе» и смерти Малера. Миры, в которых живут и
к которым принадлежат эти два персонажа, первый — Росселлини, второй —
Висконти, различны по времени и пространству. Малер не мог не умереть именно
как лицо, принадлежащее к «миру, пережившему период своего блеска» (блеска в
том числе и внешнего, «упадочного»), к миру, который в этом внешнем, упадочном блеске
запечатлен на «прекрасном полотне» (если допустить, что это художественное
полотно), где так гармонично и геометрически стройно расположены люди,
осознавшие свою обреченность, и те, кто, еще не поняв своего конца, собираются
их расстреливать. То обстоятельство, что перед нами — «прекрасное полотно»,
вовсе не ослабляет глубокого смысла, которым навеяна эта картина, напротив,
только подчеркивает этот смысл, поскольку все, что в ней есть декадентского,
каллиграфического, литературного, принадлежит не фильму, а его персонажам. Предыдущая Следующая
|