Предыдущая Следующая
Как раз потому, что Висконти рассказывает о мире
непохожем на мир «Рима — открытого города», он и обращается не к мелодраме, а к
опере и некоторые элементы своего повествовательного стиля ищет и находит у
Верди и в то же время у Брукнера*. И это не является недостатком Висконти, в
любом случае не является недостатком фильма «Чувство», как не является им
отсутствие эмоциональной чувствительности (но разве волнует в этом смысле
«Война и мир»?). Дело не в том — или не только в том, — что место «персонажей
отживших, условных повествований» должен занять «документализм». Эту проблему
нельзя решать и так, как хотелось бы Кьярини, проводя опасное и произвольное
разграничение между «фильмом» и «зрелищем», с вытекающей отсюда шкалой
ценностей: больше художественных достоинств, — значит, «фильм», меньше
достоинств (и даже не достоинств, а чего-то вроде) — «зрелище». Кьярини
прекрасно знает, что не существует ни явлений «в чистом виде», ни явлений
абсолютно независимых, как не существует абсолютных границ между разными видами
искусства, между стилем и техническими приемами отдельных произведений. История
искусства богата не только примерами чистой эволюции но и «смешанными»
произведениями, а эволюция как раз и предполагает «смешение», как это было, например,
на пути от дифирамба к рождению трагедии. Руководствуясь принципом
разграничения, предлагаемым Кьярини, мы должны были бы признать немало
недостатков у Чаплина. Сам Кроче не избежал этой ошибки, когда отверг
«Обрученных», обнаружив в них «нечто вроде сплава» поэзии и красноречия, но
сумел исправить ее до того, как умер. Если так уж нужно разграничивать
независимые явления, так давайте хотя бы не будем оперировать шкалой ценностей.
Когда, разграничивая «фильм» и «зрелище», выделяют,
как это делает Кьярини, некий отличительный, специфический (или такой, который
считают отличительным и специфическим) элемент и утверждают, что «зрелище»
устарело (как роман и театр), а «фильм» — это нечто совершенно новое, особое,
то не принимают в расчет «живую диалектику борьбы между старым и новым во всем
многообразии ее переходных форм» и всегда, как это произошло и с «Чувством»,
приходят к тому, что пренебрегают существенной, исторически решающей новизной,
а чисто внешние, технические или психологические особенности, наоборот,
воздвигают на место центральных категорий. Приходят к тому, что забывают и
отвергают прошлое, все прошлое, тогда как новое следует искать и в этом
прошлом, то есть в той позиции (новой), которую мы по отношению к нему
занимаем. Как для Грамши вернуться к Де Санктису (или к Бальзаку) означало не
механически вернуться к тем взглядам, которые де Санктис излагал по поводу
искусства и литературы, но занять по отношению к искусству и жизни позицию,
подобную той, которую в
свое время занимал
Де Санктис. Предыдущая Следующая
|