Предыдущая Следующая
Тут нет никакого чуда, как замечает по этому поводу
Лукач: реальность, какова она есть и какой раскрывалась перед ними в своей
сущности благодаря упорному, глубокому исследованию, вступала в противоречие с
их самыми дорогими, самыми сокровенными и личными желаниями. «Честность,
присущая большому художнику, в том и состоит, что как только эволюция
какого-либо персонажа вступает в противоречие с теми иллюзорными концепциями,
из-за пристрастия к которым он и зарождался в фантазии писателя, последний
предоставляет своему персонажу развиваться свободно, к своему крайнему
выражению, ничуть не заботясь о том, что в дым рассеиваются самые сокровенные
его убеждения, поскольку они вступают в противоречие с подлинной глубинной
диалектикой действительности». Это та честность, которую мы наблюдаем и которой
учимся не только у Бальзака, Сервантеса или Толстого, но и у Висконти (в
частности, в его «Чувстве»).
Действительно, все это с наибольшей очевидностью и
силой выступает в фигуре Франца Малера и одновременно в фигуре Уссони. Если
хорошенько разобраться, то положительным героем «Чувства» является не только
Уссони, но и Малер, через чью судьбу проходят главные противоречия всех
событий, о которых рассказывается в фильме и вокруг которых, следовательно,
можно воссоздать полную картину мира во всех его противоречиях. Малер — это
реакция, это старый мир, осознавший свой конец и поднявший руки. Вот это-то
осознание и добровольная капитуляция и делают его положительным героем. В
Малере и в Уссони в конечном счете мы можем узнать самого Лукино Висконти.
Подобное диалектическое отождествление и та честность, о которой говорилось
выше, побуждают Висконти особенно сильно сочувствовать тому, о чем он
рассказывает, и делают его последний фильм более реалистическим даже по
сравнению с «Земля дрожит», а одновременно это позволяет ему проделать
путь (или какой-то отрезок этого пути)
от неореализма к реализму. «Чувство» — это первый подлинно исторический
итальянский фильм: он поучителен в том смысле, что впервые — в области кино —
дает критическое осмысление Рисорджименто не как народного движения, а как
королевского завоевания. Действительно, фильм стремится пролить свет на кучку
савойцев, «которая сражалась не столько против врагов национального единства,
сколько затем, чтобы помешать итальянскому народу вступить в эту борьбу и
сделать ее борьбой социальной», на то, почему народ не смог и не сумел при
Новаре, Кустоце2 и в других сражениях сделать все то, что он смог и сумел в
борьбе за Освобождение в последнюю войну (отсюда враждебность королевских сил
по отношению к добровольцам; отсюда и само явление добровольчества вместо
народного восстания; отсюда безразличие огромной массы крестьян — тех самых
крестьян в «Чувстве», которые в канун зарождения нации продолжают более или
менее спокойно заниматься очисткой зерна; отсюда, наконец, отсутствие в этом
фильме народа как целостного понятия, на которое сетовал Барбаро, — отсутствие
как раз тем и обусловленное, что Рисорджименто было не народным движением, а
королевским завоеванием). Предыдущая Следующая
|