Предыдущая Следующая
Луиджи Кьярини в споре с Салинари и с «Чинема нуово»
утверждает, что у литературы свои проблемы, иные, чем в кино; «надо все же
сказать, — говорит он, — что прекрасный роман Пратолини, пожалуй, несет
отпечаток влияния и кинематографического неореализма». Если оставить в стороне
более или менее явное противоречие (и попытку поставить под сомнение
«литературную чистоту» «Метелло»), нам все же кажется, что проблема реализма в
искусстве является одной большой проблемой, общей для литературы, изобразительного
искусства, театра и кино, что к вопросам, поднятым литературой, как и к
предложенным ею решениям (когда они имеют такое же прямое отношение к делу, как
эссе Лукача), можно и даже нужно прислушиваться, как прислушивался Висконти,
когда делал «Чувство» и «Земля дрожит».
Из этих вопросов и решений большую пользу могла бы
извлечь для себя и критики, например, чтобы уяснить, почему в некоторых
шедеврах нашего неореализма возникла эскизность и, наоборот, почему у Висконти
могут встречаться персонажи пусть усеченные, незавершенные (такие, например,
как тайный вербовщик эмигрантов в «Земля дрожит», как экономка Лаура и сам
Уссони в «Чувстве»), но не эскизные фигуры. Описание, преобладание описания над
повествованием всегда вырождается в эскизность, присущую описательному методу.
Именно тогда, когда описательный метод достигает своей полной завершенности,
фильмы начинают приобретать характерное эпизодическое строение, наблюдается
вырождение неореализма в эскизности, в самоценные частности (примеры этого известны
всем).
Однако симпатию и любовь Висконти к классикам, и в
частности, как в рассматриваемом случае, к Бальзаку, нужно искать, как мы
считаем, и в том огромном, хотя и «внешнем» противоречии, которое объединяет
Висконти и Бальзака: в том, что Висконти, несмотря на аристократическое
происхождение, на буржуазную наследственность, не остается безучастным к
великим проблемам человеческого прогресса, не остается равнодушным, более того,
занимает по отношению к ним страстную и решительную позицию. В душе Висконти,
как и Бальзак, «большой поклонник вырождающейся аристократии», но в своих
произведениях он, как и Бальзак, выражает противоположные взгляды. Несмотря на
поклонение, «его сатира никогда не была более острой, — как писал о Бальзаке
Энгельс, — а его ирония более горькой, чем тогда, когда он заставлял
действовать именно тех людей, которым он больше всего симпатизировал, —
аристократов и аристократок. Единственные люди, о которых он всегда говорит с
нескрываемым восхищением, — это его самые ярые политические противники,
республиканцы». Как раз то обстоятельство, что Бальзак «видел неизбежность
падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не
заслуживающих лучшей участи, и то, что он видел настоящих людей будущего там,
где их в то время единственно и можно было найти», Энгельс и считает одним из
наивысших достижений реализма, одной из самых грандиозных черт Бальзака. Предыдущая Следующая
|