Предыдущая Следующая
Золя наблюдает и описывает. Бальзак (так же как
Толстой, Вальтер Скотт и другие)
сочувствует и рассказывает. Нельзя сказать, что Висконти в «Земля дрожит»,
так же, как и в «Чувстве», отказывается от описания, как нельзя, впрочем,
сказать, что Де Сика или Дзаваттини где-нибудь только описывают, но не
рассказывают, у Висконти, так же как и у Золя, — и особенно у Висконти в ряде
его театральных постановок — встречаются гипертрофия натуралистической детали,
наслаждение сосредоточенным рассматриванием какой-то одной детали, стремление к
такой предметной насыщенности, какую встретишь разве в инвентарной описи (это
все то, что еще связывает Висконти с натурализмом, особенно в «Одержимости»). В
«чистом виде» рассказ или описание не существуют, как не существует единого
потока. Существует более или менее выраженная склонность (и способность) к
повествованию или описанию. В противопоставлении соучастия и наблюдения,
повествования и описания Висконти в большей степени, чем другие, воспринимает
описание в бальзаковском смысле, то есть как один из элементов в ряду прочих;
он ощущает, что рядом с ним еще большую важность приобретают повествовательный
и драматический элементы, потому-то изображение среды и персонажей у него не
останавливается на описании — более осознанная диалектика позволяет ему
передать и среду и характеры в действии.
Отсюда возникает потребность в интриге, и, если
примером в этом отношении служит классическая проза (в любом случае не
документальная), это не так уж важно. В кинематографе тоже довольно опасно
свысока судить о той интриге, которую Горький (и Пудовкин) считал необходимой
для изображения забастовки в «Матери». Наличие интриги (в том смысле, как ее
понимали Горький, или Бальзак, или Скотт), а значит, и героя, позволяет и в
кино показать людей более глубоко и человечно, позволяет режиссеру-творцу дать
концентрированное выражение той зависимости, которая объединяет и увязывает
жизнь с социальными явлениями. Предыдущая Следующая
|