Предыдущая Следующая
Столь же ясно высказывается
и Золя относительно того, как он подходит к предмету
своих писательских интересов: «Романист-натуралист хочет написать роман о мире
театра. Еще не располагая ни единым фактом, ни единой фигурой, он будет
отталкиваться от этой общей идеи. Его первой заботой будет брать на заметку
все, что он сумеет узнать о том мире, который намерен описать. Вот он
познакомился с таким-то актером, побывал на таком-то представлении... Затем он
станет беседовать с людьми, располагающими более обширной информацией по
данному предмету, собирать коллекцию словечек, анекдотов, портретов. И это еще
не все. Он будет читать и письменные источники. Наконец, начнет посещать самое
место действия: чтобы изучить мельчайшие подробности, проведет несколько дней в
театре, все свои вечера будет просиживать в ложе у какой-нибудь актрисы и
постарается по мере возможности освоиться с этой средой. А когда весь этот
документальный материал будет собран, роман напишется сам собой. Романисту
останется только расположить события в логической последовательности. Его
внимание уже не будет поглощено придумыванием оригинальной интриги, наоборот,
чем более банальной и общей она будет, тем выйдет типичнее».
Эти совершенно различные по отношению к реальности
стиль и позиция настолько показательны, что в большей или меньшей степени их
можно прямо соотнести со стилями и позициями наших лучших послевоенных картин.
Лукач замечает, что описание делает все сиюминутным: описывают то, что видят, и
пространственная наличность придает людям и вещам наличность и временную, из-за
чего о происходящем узнаешь только как, но не почему, не определившие его
причины, — замечаешь «готовое», свершившееся явление, но не почему оно
свершилось. Социальные проблемы, вытекающие из наблюдения, а следовательно, из
описания, предлагаются в виде выводов: директор театра в «Анна» у Золя
беспрерывно повторяет: «Не говори — театр, говори — публичный дом», тогда как
Бальзак, который не описывает, но рассказывает (а лучше сказать, больше
рассказывает, чем описывает), изображает сам процесс проституирования театра,
указывает на его причины и мотивы, увязывает настоящее с прошлым. Предыдущая Следующая
|