Предыдущая Следующая
Как же Висконти пришел к тем результатам, которые мы
находим в «Земля дрожит»? Как сумел лучше других (в том смысле, о котором
говорилось выше) постичь эту Италию, с ее убожеством и бедами,
несправедливостью и величием? Да конечно, с помощью фактов, подмеченных в
повседневном существовании, но в то же время и благодаря обращению к классикам,
благодаря такой интерпретации классиков, которая присуща современному человеку,
живущему сегодняшними проблемами. Иными словами, благодаря пониманию не только
настоящего, но и прошлого, умению занять в отношении искусства и жизни позицию,
подобную той, которую в свое время занимали великие прозаики XIX века. Изучение классиков литературы — от Золя до
Бальзака, от Вальтера Скотта до Толстого, от Флобера до Верги — не первый день
служит исследованию проблемы реализма в искусстве: не случайно Маркс и Энгельс
пример такого реализма, который наилучшим образом отвечал их эстетике, находили
именно у Бальзака (уже не говоря о Шекспире). Несомненно, что и сравнительное
изучение Золя, Бальзака (и Толстого), их композиционных средств и приемов, их
методов художественного изображения в изумительной по проницательности работе
Лукача* помогает разобраться с понятиями «хроника» и «история» и с проблемой
реализма в искусстве.
Описывать или рассказывать? Наблюдать или
сочувствовать? Чтобы четко разграничить эти два метода, Лукач сопоставляет два
разных замечания, одно — Гете, другое — Золя, о соотношении между наблюдением и
творческим процессом.
«Я, — говорит Гете, — никогда не обращался к природе
специально ради достижения поэтических целей. Но, во-первых, сами очертания
окрестностей, а во-вторых, моя деятельность натуралиста побуждали меня
постоянно и пристально рассматривать природные объекты, и мало-помалу я изучил
природу до мельчайших подробностей как свои пять пальцев, так что, когда мне
бывает что-то нужно как поэту, я нахожу все необходимое под рукой и вряд ли
грешу против истины». Предыдущая Следующая
|