Предыдущая Следующая
Вслед за этим уточнением нам казалось и кажется
необходимым подчеркнуть, что «Чувство», так же как в свое время «Земля дрожит»,
знаменует определенный этап в развитии неореализма — переход от хроники к
истории (истории в неоднократно оговоренном смысле) — и в любом случае является
носителем признаков и элементов такого направления или тенденции; спорить тут
можно только о том, останавливается ли этот фильм на уровне этих признаков или
же (как мы считаем) идет дальше, мало или много в нем таких элементов. В самом
деле, ведь существует не только реализм с разными определениями, но и разные
степени реализма, как существуют и разные степени реальности (реальности как ее
воспринимают), которые режиссеры могут отразить в соответствии со своими
взглядами и исследовательскими способностями. «Рим — открытый город», «Пайза»,
«Шуша», «Похитители велосипедов», «Умберто Д. », объединенные новым духом,
родившимся в Сопротивлении, были «хроникой» (и какой хроникой!) фактов, живо
выхваченных из повседневного существования, но при всех своих высочайших
художественных, нравственных и политических достоинствах они ею и останутся. А
вот «Земля дрожит» — это уже была не хроника в том высоком смысле, о котором
говорилось, хроника, превращения в искусство: в этом фильме уже намечался
первый этап развития и перехода от неореализма к реализму, от хроники к
истории. Уже тогда Висконти тяготел к иной степени реальности — к дальнейшему
исследованию повседневного существования. Он уже не останавливался на явлениях,
но искал их причины, их суть, и в этом исследовании, как мы увидим дальше, он
вдохновлялся и Вергой и великими прозаическими сочинениями XIX века.
Конечно, нельзя сказать, что фильмы Росселини («Рим —
открытый город», «Пайза» и даже «Германия, год нулевой») или фильмы Де Сика и
Дзаваттини в русле того «документализма», о котором говорит Кьярини, не
содержат критических элементов: они есть и в позиции, которую занимают авторы,
и в самом выборе сюжетов, но по сравнению с более действенной и широкой
критикой фильма «Земля дрожит» они составляют критику относительную и
ограниченную. Вот потому-то, к примеру, драматическое одиночество Умберто
Доменико Феррари, документальное воссоздание этого одиночества хотя и выражает
определенное отношение к обществу, все-таки останавливается на его общем
осуждении, которое не содержит всестороннего исследования, тогда как именно оно
могло бы сделать то же одиночество более живым и драматичным, поскольку в нем
могли бы обнаружиться и отрицательные черты самого героя, его неспособность к
общению, ее причины. Предыдущая Следующая
|