Предыдущая Следующая
Итак, мы говорим «добро пожаловать!» таким
произведениям, как недавний фильм Висконти, но звукам труб, доносящимся справа
и возвещающим о конце неореализма, мы не будем отвечать пением труб слева.
Реализму с прилагательными (католический, социалистический, исторический) мы
неизменно предпочитаем неореализм, потому что действительность такая, как она
есть, нас не пугает и мы знаем, какой единственный урок должны из нее извлечь,
чтобы сохранить ей верность. Это доказали фильмы первых послевоенных лет.
Перевод Г.
Богемского
Гуидо Аристарко
Это реализм
Скажем сразу, что в этом споре о «Чувстве» и реализме
(а также и неореализме) нет ни трубачей, ни каватин, ни более или менее громких
«до», ни даже кинематографических «25 июля» или «8 сентября». Есть просто-напросто
стремление выяснить — на основании некоторых положений — проблему реализма в
кино. Поэтому мы не будем задерживаться на том обстоятельстве, действительно ли
журнал «Чинема нуово» своей каватиной поддержал громкое «до» нашего друга
Салинари, — тут сами даты, не говоря уже о сомнительном определении,
показывают, как обстояло дело. Наше сражение за «Чувство» и за реализм, скорее
уж, является частью единой великой битвы. Можно было бы еще добавить, что мы не
считаем ни полезным, ни уместным, когда цепляются за общие места конформизма и
ставят в один ряд правых и левых, а лучше сказать — католиков и нас с Салинари,
точно так, как пытаются поставить в один негативный ряд фашистов и социалистов.
Итак, битва продолжается, и хорошо бы, даже необходимо, чтобы она продолжалась
без трубных гласов как со стороны Салинари, так и «Чинема нуово».
Но, между прочим, в «Чинема нуово» никогда и не
утверждалось, что «неореализм умер». Утверждать, что он умер, пытаются (и, по
правде говоря, с ничтожными результатами) католики и представители официальной
Италии, а также те, кто по разным соображениям разделяет официальную точку
зрения (прочтите недавние заявления Понти и Де Лаурентиса по поводу «Войны и
мира»1). «Нам бы не хотелось, — было сказано в редакционной статье «Чинема
нуово» «От неореализма к реализму», — чтобы кто-нибудь в такое ненадежное, как
сейчас, время стал по недоразумению утверждать, что мы отвергаем неореализм как
таковой. Неореализм Де Сика и Дзаваттини, неореализм раннего Росселлини и
непохожего на него раннего Антониони дал такие плоды, которые известны нам всем
и признаны за рубежом. Этот далеко еще не исчерпавший своих возможностей этап
нашего кино, несомненно, создаст новые шедевры, поможет возникновению нового
положительного опыта». Все мы знаем, как иллюзорны, абстрактны и ошибочны
теории так называемого единого потока. Предыдущая Следующая
|