Предыдущая Следующая
Личность
Висконти
Подчеркиваем: то, что мы здесь говорим, вовсе не
является какой-то негативной критикой, — мы лишь стремимся дать определение
творческой личности Висконти и разобраться, в чем недостатки его фильма, который
был принят с такими похвалами, но с оговорками. Простой зритель справедливо
говорит о нем: «Фильм очень красивый, но... » — и тут начинаются оговорки в
отношении его содержания, силы эмоционального воздействия, четкости смысла.
Нельзя сказать, что у Висконти нет своего вполне определенного идеологического
мира — его может найти также и в «Чувстве» тот, кто не остановится в восхищении
перед его формой; мировоззрение, тему или тезис следует искать не там и тут, в
полемических или политических репликах, острых, словно булавки, воткнутые в
подушечку изумительной красоты, а именно в том его зрелищном, изысканном
киноязыке, который, хотя и несколько ослабляет и затормаживает чувства и идеи в
общей композиции произведения, тем не менее отнюдь не представляет собой лишь
пустые и абстрактные арабески. Достаточно вспомнить хотя бы финал: расстрел
Малера порожден совершенно четкой идеей морального осуждения циничного героя —
символа мира, обреченного погибнуть, мира, некогда достигшего расцвета, но
перед которым уже разверзлась пропасть. Однако все эти искусственные эффекты
освещения, эти темные зоны, эти белые мундиры и само такое гармоничное и
геометрически строгое расположение персонажей приобретают столь живописный
характер, составляют столь красивую картину, что наше восхищение заслоняет,
ослабляет глубокое значение и смысл, породившие эти кадры. Как отличается эта
сцена от расстрела священника в «Риме — открытом городе»!
Итак, хотя «Чувство» — фильм, обладающий величайшими
достоинствами и весьма значительный, ибо показывает, что также и в зрелищном
плане режиссер, обладающий талантом и имеющий что сказать, может создавать
произведения высокого уровня, на мой взгляд, ошибаются те, кто считает этот
фильм революционным и даже мостом от неореализма к реализму. Салинари поставил
его в один ряд с «Метелло»6, но, помимо того что проблемы литературы отличаются
от проблем кино, надо все же сказать, что прекрасный роман Пратолини, пожалуй,
несет отпечаток влияния и кинематографического неореализма именно в подходе к социальной
действительности, ибо он с такой любовью и простотой рассматривает события и
выбирает героев вовсе не исключительных, но тех, которых отличает гуманность в
борьбе за жизнь и взаимосвязь с другими людьми вне всяких психологических
усложненностей. Предыдущая Следующая
|