Предыдущая Следующая
Зрелище (и здесь мы употребим это слово в значении, которое
подразумевает его противопоставление фильму) по самой своей природе тяготеет к
воздействию при помощи внешних средств, когда упор делается на какой-то один
или несколько составляющих это зрелище элементов. Им может быть и собственно
сюжет, оригинальная интрига, или необычная психология персонажей, или высокие
литературные достоинства первоисточника (драмы, романа); и притягательная сила
актеров; и впечатляющая обстановка, атмосфера; и красота и богатство
изображений; может быть, наконец, и использование самих выразительных средств кино,
направленных на достижение немедленного эффекта — зрители при этом
бомбардируются сугубо поверхностными эмоциями. Сам этот эффект, к которому
стремится зрелище, может быть как грубым, банальным, так и тонким,
рафинированным, но неизменной остается его направленность: то, как представлено, превалирует над сутью
— над тем, что представлено. То, как представлено, в «Чувстве» стоит на
весьма высоком уровне, облагораживает обычную посредственность
кинематографического зрелища, но все же персонажи и события из хрупкого текста
(сценария) оказываются подавленными великолепием зрелища. Перефразируя одно
известное высказывание, можно было бы сказать, что в этом фильме сначала мы
видим сцену и лишь потом узнаем, о чем нам хотят рассказать. (Разве нечто
подобное не произошло и с Кастеллани, с его фильмом «Джульетта и Ромео»,
который, однако, проявил куда меньше
вкуса по сравнению
с Висконти?) Впрочем, в «Чувстве» именно из-за огромных
возможностей кино в зрелищном плане ярко проявилась та сторона творческой
личности Висконти — его неудержимая, непреодолимая тяга к зрелищности, -—
которая обнаруживалась также и в его театральных постановках, — особенно из них
запомнилась поистине великолепная постановка «Трех сестер»5, где благодаря
поэтичности Чехова режиссер обрел превосходное чувство меры. Предыдущая Следующая
|