Предыдущая Следующая
Если выбор сюжета, как говорил Гете, уже сам по себе
является творческим актом, это происходит потому, что этот выбор уже
предусматривает способ, манеру выражения: так, не случайно сюжеты
неореалистических фильмов носят социальный характер, далеки от всякого более
или менее мелодраматического психологизма, поскольку стремятся показать при
помощи точно воспроизводящего действительность, красноречивого, вновь
обретенного киноязыка взаимоотношения человека с природой, своей средой,
обществом, которые решительно вышли на первый план в результате огромных
исторических событий последних сорока лет. И вот именно в форме выражается
позиция художника, то есть его способ, манера чувствовать и думать, оценивать
то содержание (если хотите, сюжет), которые
он выбрал для
своего произведения.
А теперь перейдем к фильму «Чувство» — объекту
полемики. Я утверждал, что этот фильм нельзя определить как неореалистический
не потому, что он якобы представляет собой шаг вперед, переход к реализму, как
утверждают мои оппоненты, а, наоборот, потому, что возвращаясь назад к
традиционному зрелищу (литературному, театральному), он вступает в явное
противоречие с неореализмом: это не развитие и углубление неореализма, а его
отрицание. Совершенно очевидно, что это путь, который не может привести ни к
преодолению неореализма, ни к достижению более полного реализма. Недоразумение,
жертвами которого, по всей видимости, стали те, кто утверждает обратное,
характерно для абстрактного стремления отдавать примат содержанию: будучи
безразличны к форме, о фильме судят по сюжету, оценивая его на основе
литературных критериев (персонаж, какой бы ни был — положительный герой), а
подлинное содержание, неминуемо связанное со способами, манерой показа,
ускользает.
«Чувство» прежде всего зрелище высочайшего уровня, но
зрелище. Что это означает и почему, постараюсь сказать в немногих словах. Предыдущая Следующая
|