Предыдущая Следующая
Из этого интереса, столь глубоко проникнутого любовью
и волнением, стремлением сохранить, насколько возможно, «объективность»,
родился новый стиль итальянского кино, в котором идея и действительность
сливаются воедино так неразрывно, что уже не чувствовалось противопоставления
одного другому или преобладания одного над другим. Фильм говорил на
собственном, непереводимом языке и обнаруживал свою специфическую
реалистическую силу, весьма отличающуюся от силы воздействия слова или
живописи. И не благодаря ли именно этому мощному порыву, этому стремлению к
реалистическому показу действительности мы почувствовали самостоятельность
средств художественного выражения кино; не благодаря ли именно «завоеванию
нового угла зрения, под которым рассматривают окружающий мир» (говоря словами
Салинари, которые цитирует Аристарко), кино удалось отбросить заранее
выработанные схемы, избавиться от набальзамированной красоты кинозвезд и «белых
телефонов»? Разве именно не по форме этих фильмов (форма как носительница идей)
мы можем судить об их реализме?
«Натурализм», «хроникальность» — так говорили, но это неправильно, по крайней
мере в отношении тех фильмов, которые могут быть названы подлинно
неореалистическими, поскольку показываемое не было самоцелью (изыски trompe-1'oeil*) и повествование не было холодной фиксацией фактов, а
как первое, так и второе были порождены внутренней потребностью выразить идеи и
чувства не абстрактные и схематичные, а именно те, что подсказывала
существующая действительность. То, что неореализму могла бы угрожать такая
опасность, которая низвела бы его к цифре, стереотипному образцу, вполне
вероятно, но тогда негативным фактом могла явиться неискренность,
подражательность, одним словом, фальсификация искусства, а не отсутствие
какой-то определенной идеи. Так, например, фильм «Небо над болотом», по внешним
признакам неореалистический и в основе которого лежит ярко выраженная
религиозная идея, несмотря на это, остается художественной неудачей. Предыдущая Следующая
|