Предыдущая Следующая
Феллини отказался от показа типичных форм отсутствия
взаимопонимания между людьми — вот за что мы его критикуем, а вовсе не за то,
что он не показывает в своем фильме забастовку, или фабричную жизнь, или же
борьбу крестьян за землю, поиски работы безработными. Каждый принадлежащий к
реалистическому направлению художник волен в выборе сюжета, который
подсказывает ему фантазия. Мы критикуем Феллини за то, что он утратил
реалистическую точку зрения в своем повествовании об истории любви Джельсомины
и Дзампано, поданных как выдуманные персонажи, а не как реальные в реальной
обстановке. Мы признаем заслугу Феллини в том смысле, что он привлек внимание к
такой острой и всегда современной проблеме, как взаимоотношения между
отдельными индивидуумами. Но мы упрекаем
его за то, что он позабыл о том, что эти взаимоотношения, будь то состояние
изоляции, одиночества, будь то коммуникабельность, всегда выступают перед нами
как исторически обусловленные (например, в фильме «Умберто Д. » или в фильмах
Чаплина). Перенесение этой проблемы в сферу метафизики, потустороннего лишь
затрудняет возможность ее разрешения.
Мы надеемся, что кинодеятели, основоположники и
последователи неореалистического направления, примут участие в нашей дискуссии
и обогатят ее своим опытом и идеями.
Карло Лидзани
Евангелие от
«Идиота»
Дорогой Феллини, хотелось бы начать весьма издалека,
чтобы придать более конкретный характер дискуссии о твоем последнем фильме и
рассмотреть современный этап развития итальянского кино.
Возможно, в настоящее время в кино (хотя и в более
скромных масштабах, чем в других областях) происходит последнее сражение
давней, извечной войны (и любви) между современным человеком и
действительностью, которая этого человека окружает.
После краха общества XVIII века и его мифов художники, философы, историки
оказались перед лицом тяжелой и прозаической действительности. Одни из
мыслителей и художников бежали в мир мечты, оплакивая прежние счастливые
времена, и составили робкий отряд многочисленной армии романтизма. Другие же,
осмысливая в своих произведениях мучительное состояние этого драматического
отрыва от действительности, сумели мужественно и ясно сказать о нем (Леопарди)
или прочувствовать тайну притягательности этой отчаянной попытки высвобождения
сил человека и
природы (Гёте). Предыдущая Следующая
|