Предыдущая Следующая
Однако именно журнал «Контемпоранео» на своих
страницах первым заговорил о том, что неореализм, для того чтобы продолжать
свое развитие, не должен ограничивать себя лишь одной послевоенной тематикой.
Мы писали также о необходимости развития неореализма в реализм. Не стоит сейчас
вдаваться в рассуждения, что именно понимать под этим термином; мы лишь хотели
сказать, что пора это стремление к раскрытию жизни, ее хроникальное отражение
слить воедино с великой традицией итальянского и мирового реализма, который в
литературе представляют Мандзони и Верга, Бальзак и Стендаль, Гоголь и Толстой,
а в кино — Чаплин, Пудовкин, а также Видор, Пабст и Штрогейм в первый период их
творчества и отчасти Эйзенштейн. Но мы отнюдь не хотели сказать — и мы этого не
говорим, — что неореализм пора выбросить на свалку, полностью отказаться от
опыта, накопленного неореализмом, предать осмеянию его поэтику.
Но постараемся быть более конкретными. Не только
кинематографический неореализм, но и все сегодняшнее итальянское общество
возникли в результате великого опыта антифашистской борьбы. Одной из задач этой
борьбы было покончить с «монадностью», одиночеством человека, со скудостью
чувств, душевной черствостью.
Но при этом мы исходили из представления, что
человеческое одиночество не есть нечто фатальное, не есть некая мистическая,
порожденная потусторонними силами болезнь души, а является своего рода
распылением, распадом личности, к которому приводит человеческий индивидуум
буржуазное общество, превращающее людей в замкнутые, изолированные части
огромной машины. Так понимали человеческую разъединенность итальянские
антифашисты, поэтому-то борьба против фашизма — это также и борьба за единство
между людьми. Антифашистское движение опиралось прежде всего на поддержку тех
общественных классов, сами условия существования и работы которых ведут к
преодолению человеческого одиночества, так как их закон жизни — солидарность.
Полагать, что противоречия между монологом и диалогом, между индивидуумом и
обществом, между собой и окружающими можно разрешить посредством сближения с
отзывчивым и любящим существом, посредством сближения в некой потусторонней
сфере, — значит полностью исключить из этих противоречий исторические, реальные
факторы, значит превращать их в нечто выдуманное, мифическое. Именно в такое
двусмысленное положение и попадают последователи различных экзистенциалистских
направлений, в том числе левые экзистенциалисты и в известном смысле сам Мунье,
к авторитету которого обращается Феллини (но как много еще других противоречий
можно при желании найти в суждениях этого французского католика!). Предыдущая Следующая
|