Предыдущая Следующая
Позднее, когда картина земной действительности
постепенно становилась все более жалкой, когда новые хрупкие мифы буржуазного
прогресса рассыпались в прах в непрерывных войнах и революциях, когда
социальные связи все больше ослаблялись, а в искусстве развивались течения
реализма и натурализма, отдельные художники, не будучи в силах противостоять
непреодолимым веяниям новых времен, искали выход в неком «эрзаце», суррогате
старой веры, в ностальгической тоске по собственному, очень тесному
искусственному раю.
Повседневная борьба между художником и
действительностью становилась все более ожесточенной и неравной. Тайна бога,
прежнее подчинение земного потустороннему — короче говоря, старая иерархическая
структура духовного мира, отражавшая глубокую зависимость человека от природы,
выгнанная в дверь, влезла в окно.
Древняя тайна леса, тайна природы, принявшая
парадоксальные формы социальной действительности и становящаяся с каждым днем
все менее органичной, все более чудовищной, вновь предстала перед человеком и
породила страх перед так называемой «культурой для масс», слепой и разрушающей,
но подчиняющей себе человека, подобно древнему богу.
Многие художники видели только два пути избавления от
страха перед новым чудовищем — анархический бунт и обостренный индивидуализм в
противовес серой безликости массы, стремящейся поглотить личность, или же
бегство во все более и более абстрактный мир мечтаний, уход в башню из слоновой
кости.
В этот период возникает одна псевдогуманистическая
тенденция: появляются герои (особенно часто мы встречаем их у Достоевского),
стремящиеся к несовременному, идеалистическому «единению» между людьми.
Художник не в силах охватить действительность во всей ее противоречивой
сложности, глубоко жаждущий единства, духовной близости между людьми, творит
новый «эрзац», создает новую мифическую фигуру — евангелический образ Идиота.
Рождение этого образа — одно из самых значительных событий культуры за
последнее столетие. Философский смысл появления этой фигуры объясняется весьма
просто: это новый способ бегства от действительности, это перенесение диалектического
решения самых сложных проблем в область чувств и сферу мистики. Предыдущая Следующая
|