Предыдущая Следующая
Пожалуй, я готов прийти к выводу, что успех «Дороги» —
это какое-то всеобщее желание уйти от действительности. Можно со всей
уверенностью сказать, что история Джельсомины и Дзампано — это нечто среднее
между экспрессионизмом и экзистенциализмом. Или, как удачнее выразился
Тромбадори, «путаная попытка Феллини соединить французскую пантеистскую мистику
с пессимистической экзистенциалистской теорией тоски и отчаяния». Возможно
также, что Феллини незаметно для него самого подвело влияние третьесортной
литературы, которая легко воздействует на самые простые чувства публики. Многие
критики в своих высказываниях не случайно указывали, что слабая сторона
«Дороги» — дешевая литературщина сюжета.
Мне хотелось бы услышать твой ответ на эти, как мне
кажется, вполне заслуженные упреки.
Федерико Феллини
Неореализм
Ответ М. Миде
Дорогой Массимо, я с большим вниманием прочел твое
письмо, так же как и статьи некоторых других левых кинокритиков, на которые ты
ссылаешься. Надеюсь, ты простишь меня за откровенность, но ваша критика,
точнее, ваши суждения, в искренности которых я не сомневаюсь, не кажутся мне
убедительными. Разумеется, я говорю не о ценности вашей критики вообще, это не
моя задача, а лишь хочу сказать, что меня она не убедила. Мне думается, что тут
есть какие-то глубокие причины. Наверно, дело в том, что мы исходим здесь из
разных принципов, руководствуемся разными установками и это мешает — не мне
говорить с вами (я просто лишь показываю с экрана свой фильм), а вам — слушать
и отвечать.
Но, может быть, само ваше согласие с принципами,
которыми вы руководствуетесь, вселяет в меня сомнения относительно его
правильности и его последовательности. Вся ваша марксистская точка зрения, ты
должен с этим согласиться, приобретает для меня значение, во всяком случае,
относительное, если сравнить вашу критику с критикой со стороны марксистов,
которые на этих днях видели мой фильм в Париже. Ты мне возразишь, что
французские коммунисты могут думать все, что им угодно, и это тебя не касается,
но ты должен признать, что это обстоятельство, помимо того, что имеет особое
значение, показывает также, что ваше желание навязывать поучения и указания,
исходя из точки зрения, которой вы руководствуетесь, подвергается серьезной
конкуренции и, возможно, будет полностью опровергнуто теми, кто исходит из ваших
же основных принципов. Ты должен согласиться с тем, что нельзя проходить мимо
или же не придавать значения тому, что такой поэт (помимо того, что коммунист),
как Арагон, сообщил мне, что лучшими фильмами, которые он когда-либо видел, он
считает «Золотую лихорадку»1, «Броненосец «Потемкин» и «Дорогу». И Жак
Дониоль-Валькроз2, который, как тебе известно, является представителем самой
ортодоксальной левой культуры, в своей статье пишет: «Фильм-маяк, предвестник
новых форм кино, «Дорога» подобна сильной струе свежего и целительного воздуха
в кино 1955 года. Вот подлинное передовое искусство». А Садуль в «Леттр
франсез», рецензируя мой фильм, выражает свое мнение так: «... доброта, любовь
к людям, вера и надежда на справедливость доминируют в произведении Феллини.
Как же можно верить заинтересованной клевете тех, кто хочет исказить глубокое
значение этого фильма к выгоде обскурантизма?» И заключает так: «Пройдет время
после выхода «Дороги». И мы вновь посмотрим этот фильм. И мы увидим, будет или
нет он иметь успех. Но в любом случае я вновь пересмотрю его... Я буду поражен,
если этот фильм, потрясающий своей необычайностью, после первого же просмотра
не останется надолго у всех в памяти и не явится вехой в истории кино. Во
всяком случае, я уверен, что Феллини — большой мастер, что его творчество —
новый и чрезвычайно значительный этап в кинематографии середины XX века». Предыдущая Следующая
|