Предыдущая Следующая
Разумеется, я не был бы столь нескромен, цитируя тебе
эти оценки, если бы ты, цитируя некоторые другие, опубликованные в Италии, не
пытался развернуть не столь диалог, сколь, скорее... коллективную дискуссию. И
поскольку ты цитируешь мне написанное кем-то относительно якобы литературной
искусственности «Дороги», которая, мол, даже губит фильм, позволь мне ответить
цитатами, содержащими по меньшей мере несогласие с этим. Вот, например, что
пишет Жан де Баронселли3 в «Монд»: «Искусство Феллини состоит именно в том, что
он решительно отходит от всякой литературной фальши и от всякой дешевой
патетики. Его поэзия естественна, его тайна безыскусна. Если Феллини многим
обязан Чаплину, то можно утверждать, что ученик достоин своего учителя. Можно
повторить фразу Кайята4, произнесенную им в Венеции: «Дорога» уже. сейчас
классика».
А вот что пишет Шарансоль5 в «Нувель литтерер»:
«Несомненно, что перед нами художник, который не похож ни на кого другого, и мы
должны отнестись к нему с полным доверием».
Я мог бы, дорогой Массимо, еще долго продолжать,
разъясняя свою точку зрения относительно тех оценок и критических замечаний,
которые ты выдвигаешь сам, и тех, что ты цитируешь и обобщаешь в своем письме.
Но ты полностью убежден в относительной ценности тех
цитат, которые приводишь, а также, полагаю, недостаточно серьезно относишься к
успеху моего фильма у публики. Поэтому мне хотелось бы высказать свое сугубо личное
мнение относительно проблемы человечности и морали — проблемы, которая, я
согласен с тобой, лежит в основе фильма, но которая, как я ее понимаю, не
подходит под то определение, какое ты пытаешься ей дать.
По-моему, в «Дороге» претворено положение, очень точно
сформулированное французским философом Эммануилом Мунье6, который говорит, что,
какова бы ни была перспектива социального развития, насущно необходимо
показать, как практически осуществляется сближение одного человека с другим. Я
хочу сказать, что для того, чтобы подготовиться к богатой, предоставляющей
самые широкие возможности общественной жизни будущего, сегодня, когда так много
говорят о социализме, прежде всего необходимо научиться такой простой вещи, как
сосуществование одного человека рядом с другим. Я думаю, что, если не будет
разрешена эта очень простая, но столь насущная проблема, завтра мы можем
оказаться перед лицом такого общества, которое внешне будет прекрасно
организовано и будет отлично функционировать без каких-либо дефектов, но в котором
личные отношения, отношения между людьми, отношения между отдельными
индивидуумами окажутся чисто поверхностными, лишенными всякого внутреннего
содержания; в них будут царить равнодушие, отчуждение, невозможность познания
человека человеком. Предыдущая Следующая
|