Предыдущая Следующая
Теоретический журнал ИКП «Ринашита» («Возрождение»),
редактировавшийся Пальмиро Тольятти, в 1953 году писал: «Итальянское кино
благодаря творчеству Дзаваттини и других своих деятелей повернуло съемочную
камеру к реальной жизни... утратило свою прежнюю риторичность, приобрело
большую искренность, честность, а также поистине художественный стиль. Все это,
однако, не должно заставлять нас забывать, что точность в изображении
хроникального факта недостаточна для достижения реализма... Остановившись на
достигнутом Дзаваттини и не идя дальше него, мы рискуем помешать итальянскому
кино подняться до высокого реализма, которого достигли советские фильмы,
представляющие — как это общеизвестно — великую школу»*.
В ответ на требования «улучшить» неореализм
Дзаваттини, не в силах скрыть некоторого недоумения и даже обиды, говорил, что
это направление «вовсе не результат талантливости или оригинального
режиссерского замысла того или иного постановщика, нет, это определенное и
неудержимое идейно-художественное течение, имеющее свои корни в историческом
процессе, в стремлении отразить народные чаяния, национальную
действительность... После многих лет жизни мы познакомились со своей родной
страной, вернее, «открыли» ее. Это чудо, которое еще не способна сотворить
литература, сотворила кинематография. И можно сказать, что в этом — общечеловеческая
заслуга итальянского кино... Таким путем итальянская кинематография сблизила
зрелище и жизнь»**. Неореализм — не только кино, это знамя борьбы за обновление
всей итальянской культуры, а знамя по время боя не меняют. Надо ли заменять
одно слово другим, спрашивал Дзаваттини. Никто не сомневался, что необходимо
стремиться к максимальной психологической углубленности, к широте обобщения и
достижению других задач реализма — это подразумевается само собой, ведь
неореализм и выдвигал именно эти задачи в конкретном контексте итальянской
действительности. Однако он не успел многого выполнить — перед ним открывался
долгий путь в будущее, а ему дали сделать лишь несколько первых шагов... Предыдущая Следующая
|