Предыдущая Следующая
Но продвижение по пути к реализму всячески
тормозилось. К цензурным преследованиям, конкуренции американских фильмов,
нехватке финансовых средств добавился и такой фактор, как явление, получившее
название «самоцензуры». Даже такие мастера, как Де Сика и сам Дзаваттини, были
вынуждены изымать из своих фильмов эпизоды забастовок и митингов —
«добровольным» сокращениям подверглись и «Умберто Д. » и «Крыша» (так что не
совсем справедливы были и упреки в том, что неореалисты не показывают
организованной борьбы трудящихся).
Далеко идущие последствия имела инспирированная
правящими кругами уже упомянутая нами кампания против «пессимизма»
неореалистических лент, развернувшаяся в печати после выхода на экран «Умберто
Д. ». Этому фильму о трагедии нищей старости противопоставлялись
«оптимистические» ленты других неореалистов, в частности комедия Ренато
Кастеллани «Два гроша надежды». Так, продолжая вносить раскол в ряды
неореалистов, одновременно дали сигнал продюсерам финансировать лишь «веселые»
фильмы. Коварство маневра не сразу было понято. Жизнерадостные, брызжущие
весельем комедии понравились и у нас, даже некоторые кинокритики поддались
очарованию «Двух грошей» и «Хлеба, любви и фантазии», не разглядев
«утешительного» характера этих псевдонародных комедий, с которых начался
«розовый неореализм».
Сохранялся лишь уже ставший привычным зрителю
неореалистический антураж, но критический социальный заряд был выхолощен. На
смену крестьянам и безработным вновь пришли опереточные пейзане, беззаботные
парни и девушки «из народа». Направленность фильмов откровенно раскрывали сами
названия — «Два гроша надежды», серия «Хлеб, любовь и... », серия «Бедные, но
красивые». Голодным и безработным сулили два гроша надежды, утешали фантазией и
не столько любовью, сколько сексом. На итальянском экране появились первые
«щедро одаренные природой» звезды
и началась «историческая битва бюстов» между Джиной
Лоллобриджидой и Софией Лорен. Ленты «розового», или, как его еще называли,
«фольклорно-эротического неореализма», предвозвестили наступление на
итальянского зрителя буржуазной массовой культуры... Предыдущая Следующая
|