Предыдущая Следующая
Трагедия поражения при Кустоце, австрийская оккупация,
сотрудничество аристократии с оккупантами — как живо все это напоминало
события, которые еще были свежи в памяти итальянцев! Предательство графини
Ливии (в этой роли блеснула Алида Валли), пожертвовавшей честью и
родиной ради любви к
наглому австрийскому офицеру и
отдавшей ему деньги, которые собирали на борьбу патриоты, не слишком
зашифрованная метафора предательства тех, кто привязал Италию к военной
колеснице гитлеровской Германии. Другая, столь же прозрачная аллюзия — конфликт
между кузеном Ливии маркизом Уссони, горячим патриотом (актер Массимо
Джиротти), и командованием королевской армии. Уссони вооружил волонтеров и
предлагает генералам вместе ударить по захватчикам, но сторонники короля
отказываются от помощи патриотов и требуют их разоружения, — такой же страх
перед вооруженным народом проявило англо-американское командование,
саботировавшее борьбу итальянских партизан, этих новых гарибальдийцев, против
гитлеровцев. Именно за эту партизанскую тему фильм Висконти подвергся
неслыханным цензурным преследованиям и многие эпизоды были из него вырезаны.
Горячую поддержку фильм «Чувство», так же как
впоследствии «Рокко и его братья», встретил у более прозорливых критиков,
особенно на страницах прогрессивного киножурнала «Чинема нуово»,
редактировавшегося Гуидо Аристарко. Именно в творчестве Висконти они видели
развитие неореализма, его переход к подлинному реализму. Однако превращение
Висконти в некий «недосягаемый образец» в ущерб «недореалистам» грозило
отдалить и этого большого мастера от его единомышленников по искусству,
воздвигнуть искусственный барьер между ним и другими неореалистами.
Так или иначе, в начале — середине 50-х годов многие
левые критики не могли скрыть некоторого неудовлетворения тем, чего достиг
неореализм.
Демократическая кинокритика, отмечая, что сила
неореализма в его критическом, разоблачительном заряде, указывала, что он еще
не отражает или отражает недостаточно те сдвиги, которые произошли в
общественной жизни Италии, — организованную борьбу трудящихся, например,
массовые забастовки; успехи, достигнутые в результате этой коллективной борьбы;
силу человеческой солидарности. Неореалистов упрекали и в том, что финалы
многих фильмов, остро ставящих социальные вопросы, подчас наивны, не
соответствуют той страстности и глубине, с которой эти вопросы подняты;
предупреждали об опасности связывающих его развитие новых «догм» внутри самого
такого антидогматического направления, как неореализм (например,
прокламированный отказ от исторических фильмов, экранизаций). Ощущалась
необходимость в расширении тематики, в большей обобщенности образов, в поисках
новых форм художественного проникновения в объективную реальность. Предыдущая Следующая
|