Предыдущая Следующая
Теперь, по прошествии трех десятилетий, когда
творчество Феллини, крупнейшего художника современности, проделало столь
большую эволюцию, очевидна плодотворность такого сочетания для общего
кинопроцесса Италии*. Но нельзя закрывать глаза на то, что тогда, в контексте
ожесточенной политической и идейно-художественной борьбы начала — середины 50-х
годов, появление «Дороги» объективно не могло не явиться ощутимым ударом по
неореализму. И чем очевиднее утверждался могучий талант Феллини, тем явственнее
становилась угроза отхода от той столбовой дороги развития, на которую, как еще
совсем недавно казалось, неореализму удалось увлечь новое итальянское кино.
Вместе с тем столь же неверны были вульгаризаторские попытки
«отлучить» Феллини от неореализма. Он искренне изумлялся и огорчался, видя
такие статьи: ведь несомненно, что режиссером руководили те же гуманные
чувства, та же любовь к человеку, что и его прежними друзьями по искусству. Да
ведь даже и чисто формально Феллини — один из «отцов» неореализма, пусть не как
режиссер, но как автор сценариев доброго десятка неореалистических лент, и не
только двух шедевров Росселлини, но и фильмов Джерми, Латтуады. Щедрый талант
Феллини сформировался в благодатной атмосфере неореализма, в своих ранних
фильмах он еще пользовался некоторыми его элементами. Но у этого мастера
изначально был «свой» неореализм, а со временем, чему немало способствовали
полемические страсти, он все дальше отходил от этого направления.
Не менее острые споры вызвал фильм Лукино Висконти
«Чувство», который подвергся самым резким нападкам справа, а также и со стороны
левых кинокритиков. Наиболее ортодоксальные восприняли эту ленту как нарушение
одной из заповедей неореализма — не оборачиваться в прошлое. Не все сразу почувствовали
глубоко современное звучание этого исторического только по сюжету фильма.
Хотя фильм по жанру действительно был историческим и
дело в нем происходило в эпоху Рисорджименто, трактовка исторического материала
была современной — недаром годы Сопротивления в Италии называют «вторым
Рисорджименто». Висконти стремился очистить этот переломный период итальянской
истории, когда страна обрела национальную независимость, когда закладывались
основы единого итальянского государства, от хрестоматийного глянца, показать
его внутреннюю сложность и диалектическую противоречивость. События на экране
впрямую перекликались с только что пережитыми Италией. Актуальное звучание
неожиданно приобрели и сюжет новеллы писателя прошлого века Камилло Бойто и
патетическая музыка Верди. Предыдущая Следующая
|